ЗЕРКАЛО ИСКУССТВА ТАНЦА : ФЕСТИВАЛЬ МИРОВОГО БАЛЕТА – BENOIS DE LA DANSE 2019
27/05/2019 – Виктор Игнатов
21 – 22 мая 2019, Большой театр России, Москва

На Исторической сцене Большого театра торжественно прошла 27-я церемония вручения Международного балетного Приза Benois de la Danse, затем состоялось выступление номинантов и лауреатов. Во второй вечер был дан гала-концерт «Бенуа – году театра»; в нём выступили лауреаты Приза разных лет. В 5-и номинациях конкурса участвовали 27 кандидатов из 11 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Лауреатами Benois de la Danse стали 7 выдающихся мастеров искусства танца. Событием нынешнего сезона «Бенуа» явилось присуждение почетного Приза «За жизнь в искусстве» великому хореографу нашего времени Иржи Килиану. Сенсацией фестиваля стал показ эмоционально-пронзительных фрагментов из театрально-танцевальных произведений талантливого хореографа Анжелики Холиной. 

Приз и жюри

Международный балетный Приз Benois de la Danse, известный в мире как «Балетный Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год. Приз учреждён в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, ныне Международный союз деятелей хореографии, и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России. С первого дня существования Программы «Бенуа» её художественным руководителем и, по должности, председателем жюри является президент Международного союза деятелей хореографии, великий русский балетмейстер Юрий Григорович. Дирекция и организатор Программы – общественная некоммерческая организация Центр «Бенуа». Автор статуэтки Приза – известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа. С 1992 года Приз находится под патронажем ЮНЕСКО, с 2009 года – под эгидой Европейского культурного парламента. За 27 лет своего существования церемония награждения Приза проходила в Москве, Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарте. Финансовый сбор от гала-концертов Benois de la Danse передаётся в виде персональной материальной помощи ветеранам балета Москвы.

18. Церемония вручения Приза Benois de la Danse - 2019

Церемония вручения Приза Benois de la Danse – 2019

Ежегодно сменяемое Международное жюри, состоящее из авторитетных деятелей мировой хореографии, выдвигает номинантов и, работая на протяжении года, в итоге на пленарном заседании определяет наилучших, которым и вручается Приз. В нынешнем году Международное жюри включало 8 выдающихся деятелей искусства танца. Среди них: Дёрк Баденхорст (Южноафриканская республика) – генеральный директор Южноафриканского международного конкурса балета, директор Балета Мзанси и школы Куданюа; Тед Брандсен (Голландия) – директор Национального балета Нидерландов; Светлана Захарова (Россия) – прима-балерина Большого театра России, сопредседатель жюри; Ана Лагуна (Испания) – международная звезда, балетмейстер-репетитор; Аньес Летестю (Франция) – этуаль балета Парижской национальной оперы, художник по костюмам; Владимир Малахов – международная звезда, педагог, хореограф; Рэйчел Мур (США) – президент и генеральный директор Музыкального центра в Лос-Анжелесе.

Лауреаты Приза Benois de la Danse – 2019

Нынешний Фестиваль мирового балета традиционно проходил на Исторической сцене Большого театра России. Каждый из двух вечеров открывала необычайно красивая и величественная видео-увертюра, искусно выполненная Сергеем Борисовым, видео-инженером Программы «Бенуа». Народная артистка России Ксения Рапопорт и артист театра и кино Андрей Андреев – ведущие первого вечера, сумели придать ему должный пафос и динамизм. Торжественная церемония вручения Приза Бенуа проходила в сопровождении эффектных видеоклипов, представлявших на большом экране работу каждого номинанта, участвующего в международном конкурсе. Победители получали Приз из рук известных деятелей искусства балета, лауреатов Бенуа разных лет. В номинации «Лучшая работа хореографа» среди шести кандидатов победили немец Кристиан Шпук за балет «Зимний путь» и швед Фредрик Бенке Ридман за «Дуэт с индустриальным роботом», соответственно, созданных на музыку Ф.Шуберта – Х.Зендера и Й.Л.Дала – К.Й.Расмуссона для трупп Цюрихского балета и Стокгольмского городского театра.

Фрагмент из балета «Щелкунчик» танцуют Э.Линдблад и Д.Койвунен

Фрагмент из балета «Щелкунчик» танцуют Э.Линдблад и Д.Койвунен

В нынешнем году за звание лауреата Benois de la Danse боролись солисты 11-и танцевальных трупп мира. «За лучшую роль танцовщицы» престижную статуэтку получили: Элиза Каррильо Кабрера, прима-балерина Берлинского государственного балета, за исполнение партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева / Н.Дуато; Эшли Баудер, прима-балерина Нью-Йорк Сити Балет, за исполнение партии Сванильды в балете «Коппелия» Л.Делиба / Дж.Баланчина. Приз «За лучшую роль танцовщика» завоевал Вадим Мунтагиров, премьер Королевского балета Великобритании, за исполнение партии Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» П.Чайковского / Л.Скарлета. Призером Бенуа стал сценограф Джон Макферлейн за декорации к балету «Лебединое озеро» П.Чайковского / Л.Скарлета в лондонском театре Ковент – Гарден.
Прима-балерина Гамбургского балета Анна Лаудере получила российско-итальянский Приз «Бенуа-Мясин» – 2019. Волнующим моментом церемонии стало вручение Приза Бенуа – 2017, который два года тому назад был присужден талантливой канадке Кристал Пайт.

12. Па де де из балета «Зимний путь» исполняют Е.Востротина, К.Итчисон-Дюга, Д.Славковски

Па де де из балета «Зимний путь» исполняют Е.Востротина, К.Итчисон-Дюга, Д.Славковски

Она стала победительницей в номинации «Лучшая работа хореографа» за постановку балета «Конон сезонов» на музыку А.Вивальди – М.Рихтера для труппы Парижской национальной оперы. К сожалению, К.Пайт тогда не смогла прилететь в Москву для получения своей награды. Теперь она прислала своего представителя – руководителя труппы Habbard Street Dance Chicago, который принял для неё Приз Бенуа и зачитал большое послание Пайт с выражением глубокой благодарности за высокую оценку её хореографического творчества.
Центральным событием церемонии стало провозглашение лауреатом специального приза «За жизнь в искусстве» всемирно известного хореографа Иржи Килиана. Для получения этой высочайшей награды он, к сожалению, не приехал, так как не летает на самолётах. Однако, великий балетмейстер прислал видео-материал. В первой его части он замечательно произнес по-русски и по-английски большую благодарственную речь. Затем живой классик, которого недавно стал академиком во Франции, всех потряс своим комичным танцевальным номером. На видеоклипе танцевала то верхняя половина его тела, то ноги, виртуозно отстукивающие чечётку. В чёрной шляпе, с тростью и белой шалью 72-летний Килиан выглядел на редкость озорным и весёлым.

Фестиваль мирового балета Benois de la Danse

23. Адажиетто из балета «Пятая симфония Малера» танцуют А.Лаудере и Э.Ревазов

Адажиетто из балета «Пятая симфония Малера» танцуют А.Лаудере и Э.Ревазов

Важнейшей составляющей фестиваля является ежегодно меняющееся жюри Бенуа. Именно его члены и формируют состав кандидатов в каждой номинации Международного конкурса. В сумме все эти участники отражают современный мир танца, так как их номинируют выдающиеся деятели хореографии из многих стран. Нужно сказать, что каждый номинант – это лучший представитель искусства танца для выдвигающего на конкурс члена его жюри. Состав жюри определяет не только творческий диапазон фестиваля, но и художественный уровень включённых в него произведений, а также мастерство их исполнения. В итоге панорама Фестиваля Бенуа воплощает кругозор и вкусы группы деятелей мирового балета. Именно они и составляют «фестивальное зеркало» мира танца. Конечно же, этот мир не является полным, но всё-таки он представляет достаточно широкий взгляд.
За истекшие годы со времени основания Приза Бенуа классический балет существенно уступил свои позиции под мощным натиском современного танца. Если ещё недавно на Фестивале Бенуа доминировала академическая классика, то теперь первенство прочно удерживает современный танец.

25. Па де де из балета «Ромео и Джульетта» исполняют Э.К.Кабрера и И.Зайцев

Па де де из балета «Ромео и Джульетта» исполняют Э.К.Кабрера и И.Зайцев

В нынешнем сезоне из 34-х показанных номеров балетная классика присутствовала только в 9-и произведениях, что составило менее трети. Но эта скромная доля всё-таки объективно отражает сложившуюся ситуацию во всем мире и, в частности, в престижной балетной труппе Парижской национальной оперы. На нынешнем фестивале академическая классика более ярко сверкала в первый вечер при исполнении фрагментов из балетов «Сильвия» Л.Делиба / Э.Легри (Венский государственный балет), «Дама с камелиями» Дж.Ноймайера на музыку Ф.Шопена (Гамбургский балет), «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева / Н.Дуато (Берлинский государственный балет), «Сильфида» А.Бурнонвиля на музыку Х.С.Левенскольда (Вашингтонский балет), «Коппелия» Л.Делиба / Дж.Баланчина – А.Даниловой (Тихоокеанский Северо-Западный балет) и «Дон Кихот» Л.Минкуса / А.Горского (Национальный балет Нидерландов). В программе второго вечера предстали фрагменты из балетов «Сотворение мира» У.Шольца на музыку Й.Гайдна (Берлинский государственный балет), «Орфей» Дж.Ноймайера на музыку Г.И.Ф. фон Бибера – И.Стравинского (Гамбургский балет) и «Мата Хари» Т.Брандсена на музыку Т.О’Ригэна (Национальный балет Нидерландов).
Большую и разнообразную программу двух вечеров украсили 13 премьер, 12 из них являлись произведениями современного танца. Среди широкого и многоликого потока номеров современной стилистики были как интересные, так обычные номера, что вполне естественно для нынешнего этапа искусства хореографии.

Дуэт из пьесы «Другой ты» танцуют М.Гросс и Э.Мёрдок

Дуэт из пьесы «Другой ты» танцуют М.Гросс и Э.Мёрдок

Наиболее впечатляющим был номер «Другой ты», который поставила Пайт на музыку «Лунной сонаты» Бетховена. Танцевальный опус, в котором новаторски разработана тема двойника, исполнили Майкл Гросс и Эндрю Мёрдок – артисты труппы Habbard Street Dance Chicago. На фоне изобретательной хореографии Пайт показанный фрагмент из балета «Зимний путь» Шпука, удостоенного Приза Бенуа-2019, выглядел несколько блёкло, несмотря на искусное использование неоклассической лексики, чистоту линий и грациозность движений. Исполнители фрагмента – Елена Востротина, Коэн Итчисон-Дюга и Доминик Слапвковски, артисты Цюрихского балета, явно испытывали дефицит в экспрессии и энергии, которую с редким обилием излучали Эллен Линдблад и Даниэл Койвунен, артисты House of Shapes, забавно разыгравшие хип-хопную «Процедуру» из «Щелкунчика» П.Чайковского в авангардной постановке Ф.Б.Ридмана, лауреата Бенуа-2019. Правда, шведский хореограф был номинирован за «Дуэт с индустриальным роботом». Но его было трудно показать, так как робот из за слишком больших размеров не смог долететь до Москвы.

39. Па де де из балета «Дама с камелиями» исполняют А.Альбиссон и Э.Ревазов      Па де де из балета «Коппелия» исполняют Э.Баудер и С.Орза

Па де де из балета «Дама с камелиями» исполняют А.Альбиссон и Э.Ревазов           Па де де из балета «Коппелия» исполняют Э.Баудер и С.Орза

Среди исполнителей наиболее яркое впечатление произвела Э.К.Кабрера – несомненный победитель конкурса Benois de la Danse. Изящная и техничная Элиза выступила вместе с Иваном Зайцевым, солистом Михайловского театра. В па де де из балета «Ромео и Джульетта» мексиканская балерина и русский танцовщик пленяли глубокой искренностью, красотой и теплотой высокого чувства и вдохновенного танца. Это был чарующий момент идеальной гармонии и эмоциональной свободы, а также танцевального и артистического совершенства. Меньше впечатление произвела Э.Баудер – вторая обладательница Приза Бенуа-2019, которая в дуэте с Сэтом Орза, солистом Тихоокеанского Северо-Западного балета, исполнила па де де из балета «Коппелия».

Па де де из балета «Дон Кихот» исполняют Э.Баденес и Д.Камарго

Па де де из балета «Дон Кихот» исполняют Э.Баденес и Д.Камарго

В кружевной и воздушной партии Сванильды крепконогая и крупная балерина казалась несколько грузной, а её партнер танцевал на редкость неудачно. Истинное наслаждение доставляла прелестная и мудрая Амандин Альбиссон – этуаль балета Парижской национальной оперы. За исполнение центральных партий Маргариты Готье и Армана Дюваля в балете Дж.Ноймайера «Дама с камелиями» А.Альбиссон и её партнер Одрик Безар были номинированы на Приз Бенуа-2019. К сожалению, из за травмы О.Безар не смог прилететь в Москву, и на гала-концерте его заменил Эдвин Ревазов, премьер Гамбургского балета. Несмотря на острый дефицит репетиционного времени, дебют совместного выступления талантливых артистов увенчался феноменальным успехом: отвечая на несмолкаемые овации в зале, они выходили на поклоны публике рекордное на фестивале число раз. Действительно, Амандин восхищала грациозностью и элегантностью французской школы танца, завораживала духовной силой и внутренней страстью. Эдвин был необычайно поэтичен и романтичен. Наиболее полно он проявил своё исполнительское мастерство в дуэте с А.Лаундере – лауреатом Приза «Бенуа-Мясин». Обаятельная пара одухотворенно исполнила Адажиетто (IV часть) из балета «Пятая симфония Густава Малера» в постановке Дж.Ноймайера. В первый вечер выступил Вячеслав Лопатин, солист Большого театра, номинированный на Приз Бенуа за исполнение «Фавна» в хореографии С.Л.Шеркауи на музыку К.Дебюсси – Н.Соуни.

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Однако на гала-концерте А.Лопатин исполнил монолог под названием «Письмо к Руди. Ученик» из балета «Нуреев» в хореографии Ю.Посохова на музыку И.Демуцкого. К сожалению, этот номер предстал недостаточно значимо. Программу второго вечера украсил «Танец блаженных душ» в хореографии Ф.Аштона на музыку К.В.Глюка. Прекрасный номер изысканно исполнил высокий красавец Денис Родькин, премьер Большого театра России. Отточенную танцевальную технику и яркий артистизм блистательно продемонстрировал бразилец Даниэль Камарго. Статный номинант Бенуа-2019 и милая Элиза Баденес, прима-балерина Штутгартского балета, великолепно исполнили па де де из «Дон Кихота» Л.Минкуса в хореографии А.Горского. Этот эффектный номер и завершил первый вечер фестиваля.
Второй вечер преподнес сразу несколько приятных сюрпризов. Одним из них стал дуэт Маты и Вадима из балета Т.Брандсена «Мата Хари», поставленного на музыку Т.О’Ригена. Мировая премьера двухактный спектакль, которая триумфально прошла в феврале 2016 года на сцене Нидерландской национальной оперы в Амстердаме, оказалась чрезвычайно значимым событием в искусстве хореографии. Балет, созданный на основе реальных событий и рассказывающий о сложной судьбе и трагической жизни Маты Хари, театрально увековечил знаменитую героиню Нидерландов благодаря органичной взаимосвязи мощной драматургии и экспрессивного танца. Лирико-драматический дуэт из этого балета проникновенно исполнили Майя Махатели, дипломант Бенуа-2019, и Джеймс Стаут – солисты Национального балета Нидерландов.

Дуэт из балета «Мата Хари» танцуют М.Махатели и Дж.Стаут

Дуэт из балета «Мата Хари» танцуют М.Махатели и Дж.Стаут

Наиболее важным явлением фестиваля стало участие в нём литовского хореографа Анжелики Холиной: на втором гала-концерте были показаны сразу четыре её произведения. Подобных почестей и привилегий в истории Бенуа ещё не бывало, но А.Холина этого вполне заслужила не только потому, что она бесконечно талантлива, но и потому, что её хореографическое искусство всецело отвечало девизу гала «Бенуа – году театра». Действительно, для показа своих произведений Холина привела на Фестиваль мирового балета не только солистов балета Каунасского музыкального театра и артистов оперы Клайпедского музыкального театра, но и актёров Государственного академического театра им. Е.Вахтангова. Что не случайно, так как Холина много и успешно работает на драматической сцене, создавая средствами пластики и танца захватывающие спектакли на базе сильной драматургии. Гала-концерт «Бенуа – году театра» открыла мировая премьера – Монолог Лизы из спектакля «Пиковая дама», поставленного на музыку С.Рахманинова. В психологически и пластически контрастном и напряженном фрагменте роли центральных персонажей страстно исполнили Ноюс Барташка (Герман), Анна Буковская-Замулскене (Лиза) и Рокас Спалинскас (Князь Елецкий). Первое отделение концерта завершала финальная сцена из спектакля «Анна Каренина», поставленного на музыку А.Шнитке. Под нервные, пронзительные звуки камерного оркестра на аскетической сцене, украшенной лишь хрустальной люстрой, предстала драматическая картина с участием четырех персонажей, образы которых превосходно воплотили Анастасия Куимова (Анна), Дмитрий Соломыкин (Вронский), Анастасия Жданова (Княжна Сорокина), Вера Новикова (Графиня Вронская). Высшее общество пластически точно и новаторски разыграли актёры Театра им. Е.Вахтангова.

Сцена из спектакля  «Отелло»

Сцена из спектакля «Отелло»

В трагическом финале на опустевшую сцену неожиданно полетели чёрные стулья: словно демонические вороны, они предвещали приближение смерти. Актеры в чёрных нарядах, быстро усевшись на стулья спиной к зрительному залу, начали ритмично и синхронно подскакивать, издавая резкие, механические звуки неумолимо надвигающегося на Анну судьбоносного поезда…

Дуэт Настасьи Филипповны (О.Смирнова) и Парфёна Рогожина (В.Суанов)

Дуэт Настасьи Филипповны (О.Смирнова) и Парфёна Рогожина (В.Суанов)

Второе отделение гала-концерта открыл Монолог Яго из спектакля «Отелло», поставленного на музыку Дж.Адамса. В остро-драматическом фрагменте выступили Виктор Добронравов (Яго) и Анастасия Куимова (Дездемона); участвующие актёры Театра им. Е.Вахтангова пластически олицетворяли Волны и Мысли. Предпоследним номером Фестиваля Benois de la Danse – 2019 стал «Дуэт Настасьи Филипповны и Парфёна Рогожина», созданный на музыку Г.Канчели специально для Ольги Смирновой, примы-балерины Большого театра, и Валерия Суанова, хореограф филиала Мариинского театра во Владикавказе. Мировая премьера дуэта прошла триумфально! Оба исполнителя восхищали экспрессивной лексикой танца, потрясали бурей страсти и пылом любви. Подобно огнедышащему вулкану, танцевально-драматический дуэт одновременно опалял и опьянял каждого участника ослепительно яркого поединка. Оба гала-концерта заканчивались роскошной церемонией вручения цветов всем выступавшим артистам. Красивые букеты преподносили сотрудники Большого театра России от имени одного из главных спонсоров фестиваля – Гармонии Флора.

Заключение

Завершая обзор нынешнего сезона Benois de la Danse, нужно сказать, что в связи с проведением в России «Года театра» в рамках Фестиваля мирового балета был проведен Круглый стол на тему «Театр и танец». В интересной и широкой дискуссии приняли участие члены жюри Бенуа и выдающиеся хореографы (12 человек), а также журналисты, специализирующиеся на искусстве танца. В ходе беседы за Круглым столом, которая длилась более двух с половиной часов, обсуждались актуальные вопросы и разные аспекты развития искусства хореографии, его взаимосвязь с драматическим искусством, а также новые направления и тенденции в репертуарной политике крупных балетных трупп и театров, проблемы и перспективы эволюции академического и современного танца. Все материалы Круглого стола в скором времени появятся в Интернете и станут доступными для всего мира.
В заключении нужно горячо поздравить весь творческий коллектив Проекта Benois de la Danse с успешным проведение 27-й церемонии вручения Приза и двух благотворительных гала-концертов, что потребовало, несомненно, огромных усилий, ибо основная подготовка проходила буквально в считанные часы. Главные слова благодарности следует высказать Регине Никифоровой и Нине Кудрявцевой-Лури, соответственно, генеральному и артистическому директору Программы «Бенуа», отважным основателям и одержимым руководителям уникального Проекта и Приза Benois de la Danse, известного в мире как «Балетный Оскар». Проект успешно развивается уже 27 лет: каждый год он приобретает новых лауреатов, дипломантов и поклонников во многих странах. Слава Приза Benois de la Danse разрастается на всех пяти континентах мира. Нет сомнений, что свой 30-летний юбилей Балетный Бенуа отпразднует масштабно и триумфально!

Фото : М.Логвинов, Е.Пушкина