ЧУДЕСА ГЕНИЯ У.ФОРСАЙТА: ГАРМОНИЯ БАРОЧНОГО, КЛАССИЧЕСКОГО И ГОРОДСКОГО ТАНЦА
5/07/2019 – Виктор Игнатов
2 – 5 июля 2019, Opéra Comédie, Montpellier

Крупнейший во Франции фестиваль современного танца Montpellier Danse представил новый спектакль У.Форсайта «A Quiet Evening of Dance» («Тихий вечер танца»). Камерное произведение чистого танца восхищает хореографической фантазией и новаторской лексикой, завораживает феерией многоликих жестов и танцев. Хореограф искусно выстроил двухактный спектакль, органично соединив новые композиции с двумя известными дуэтами. Танцевальное представление разворачивается на пустой сумрачной сцене, оживляемой яркими штрихами костюмов семи исполнителей. Первый акт идёт вначале в тишине, затем в сопровождении музыки М.Фельдмана и Т.Виллемса. Второй акт развивается под музыку Ж.-Ф.Рамо как дивное пиршество танца барокко, классики и хип-хопа.

Уильям Форсайт

Уильям Форсайт

Уильям Форсайт родился 30 декабря 1949 года в штате Нью-Йорк. Классический и джазовый танец осваивал в Университете Jacksonville во Флориде и в школе Joffrey Ballet. В 1971 году в этой чикагской труппе начал танцевать. В 1973 году стал танцовщиком Штутгартского балета, где три года спустя при поддержке Дж.Кранко и М.Хайде обрёл статус хореографа. В течение двух десятилетий (1984-2004) был артистическим директором Балета Франкфурта и плодотворно работал в сотрудничестве с композитором Томом Виллемсом. Параллельно ставил пьесы во многих крупных и престижных труппах. В 1990-1999 годы был приглашенным хореографом в Парижском театре Шатле. После роспуска франкфуртской труппы основал в 2005 году новый ансамбль, который возглавлял до 2015 года. Последние годы работает с группой артистов Forsythe Company. Произведения хореографа регулярно исполняют труппы ряда театров, в репертуар которых включены постановки Форсайта. Это, в частности, Парижская опера, Мариинский театр, New York City Ballet. Творчество хореографа высоко оценено рядом наград и широко известно во всем мире. Сегодня 70-летний Форсайт является одним из величайших хореографов нашего времени. Будучи в прекрасной форме, необычайно талантливый мастер неустанно творит и постоянно открывает новое в искусстве танца. В связи с этим мне вспомнились слова Рудольфа Нуреева, сказанные им в ходе интервью в 1991 году. На мой вопрос – каким Вы видите классический танец в будущем? – Рудольф ответил: «Это зависит от гения, который придёт. Спасибо Баланчину! Он создал американский балет. Баланчин очень увлекался мюзик-холлом. Из этого жанра он взял какие-то движения и формы и придумал новый танцевальный язык. Иную лексику после него создал Уильям Форсайт. Он внес в классически танец стиль «диско». Есть Иржи Килиан, у которого, я бы сказал, самые «золотые» уши. Он превращает метафоры в движения. Пол Тейлор тоже новатор танца. Будущее танца – в тех гениях, которые придумают новый язык». После этого интервью прошло почти три десятилетия и пророческие слова Нуреева полностью оправдались.

«A Quiet Evening of Dance» – «Тихий вечер танца»

Сегодня танцевальный мир интенсивно развивается по многим направлениям, которые сформировали талантливые хореографы. Среди них особо значимым и необычайно плодотворным творцом считается Форсайт. Ярким подтверждением тому является его новый спектакль «A Quiet Evening of Dance» («Тихий вечер танца»). Он создан по заказу Лондонского театра Sadler’s Wells. Над постановкой спектакля Форсайт работал со своей труппой в течение пяти недель. С феноменальной фантазией он сочинил причудливую хореографию и придумал удивительные сценические костюмы, что позволило достигнуть уникальную гармонию. Важнейшее достоинство и главная особенность хореографического действия – его неразрывная связь с музыкой. Она является не только генератором движений, но и смысловым их наполнением, а благодаря танцу музыка обретает также визуальное воплощение. В этом отношении Форсайт явно преуспел. Более того он, вероятно, стал первым в истории танца хореографом, который блистательно реализовал оригинальную идею – единение барочной и современной эстетики в жанре музыки и танца. В новом спектакле Форсайт гармонично соединил галантную музыку Ж.-Ф.Рамо с трюковым танцем хип-хоп. В этой синтез хореограф успешно включил и балетную классику. В итоге родился уникальный триумвират, в котором органично предстают дворцовый, академический и городской танец в идеальной взаимосвязи с музыкой барокко и современного авангарда. Несмотря на столь разительные отличия названных стилей и жанров, музыкально-танцевальная композиция предстаёт как единый, поразительно цельный и удивительный спектакль. Он завораживает потрясающей лексикой и стилистикой, характерной как для творчества Форсайта, так и для эстетики разных эпох. Это, поистине, подлинный шедевр, достойный широкого прославления.
О своём детище хореограф сказал так: «Все движения здесь опираются на классический язык танца, но предлагают тем не менее альтернативное структурирование академических носителей. Это создает пространство, где балет может процветать без сценической постановки, без костюмов или оркестра. Все зависит от размеренной организации балета. Это произведение, которое имеет как звуковой, так и визуальный смысл. В танце Вы можете услышать ритм». Свою принципиальную идею Форсайт выразил так: «Балет – это упражнение, которое служит для сгибания и разгибания конечностей. Развертывание и сгиб начинаются в нескольких точках тела – в бёдрах, плечах – и продолжаются в линии, связывающей руки, ноги и голову. В основном это механический эскиз истоков балета. Он показывает как работает балет и как функционирует противовес, связанный с телом». «Балет и хип-хоп связаны трёхмерной и геометрически нормативной сеткой. Оба жанра очень специфичны: их чрезвычайно технические стили организованы вокруг матрицы».

Танцевальное представление

Фрагмент из первого акта «Тихого вечера танца»

Фрагмент из первого акта «Тихого вечера танца»

Оно состоит из двух частей. Первый 45-минутный акт включает Пролог, Каталог (2017) и Эпилог, в котором звучит музыка Мортона Фельдмана – Nature Pieces для фортепиано (1951), затем идёт Диалог (DUO 2015) на музыку Т.Виллемса. Второй акт длится 35 минут и является танцевальной игрой с музыкой Ж.-Ф.Рамо из оперы «Ипполит и Арисия» (1733). Спектакль является камерным дивертисментом и одновременно экспериментом, в котором хореограф искусно смешивает некоторые свои старые, но отредактированные опусы с новыми номерами, сочиненными с вдохновенной фантазией. Это чистый, абстрактный танец, придуманный гениально! Представление пленяет хореографической фантазией и прежде всего танцевальной лексикой. Она является основным содержанием спектакля и предстаёт как непрерывно и органично развивающийся поток, в котором постоянно возникают всё новые и новые движения, главным образом, жесты, разные по линиям, формам и стилям. Однако, ноги здесь заняты меньше и выглядят проще.
Представления «Тихого вечера танца» проходили в старинном театре Opéra Comédie. При заполнении зрительного зала в нём периодически раздавался милый птичий щебет. Такие же краткие отдалённые звуки иногда возникают и по ходу первой части спектакля, придавая ему колорит тихого вечера. Танцевальное действие открывает Пролог: на пустой сумрачной сцене предстаёт дуэт артистов в тёмном одеянии. Громко дыша, они танцуют вариации с обилием затейливой жестикуляции, затем исчезают. Появляется второй дуэт для исполнения Каталога. Артисты также в тёмном одеянии синхронно демонстрируют графические жесты и слагают руками абстрактные рисунки и оригинальные композиции причудливой конфигурации. Несмотря на их новизну и разнообразие, дуэт выглядит достаточно монохромным: артисты стоят практически на одном месте и лишь изредка пластически пульсируют телом, порой немного танцуют и даже прыгают с громким пыхтением, создающем некую ритмику в царящей тишине.

Фрагмент из первого акта «Тихого вечера танца»

Фрагмент из первого акта «Тихого вечера танца»

В этой головоломке графических линий ощущается также хореографический эксперимент: в абстрактной феерии жёстких жестов появляются позы рук, характерные для балетной классики. Порой возникает впечатление, что Каталог – это как бы тренинг для отработки и развития танцевальных навыков прежде всего в движении рук. Постепенно дуэт усложняет и ускоряет свою механическую жестикуляцию, демонстрируя феноменальную фантазию хореографа. Иногда кажется, что его лексическим новациям нет предела, а дуэту нет конца. Однако царящий сумрак, гнетущая тишина и сценическая статика придают слишком длительной игре графических жестов излишнюю тягучесть и даже монотонность, что постепенно притупляет зрительский интерес. Чтобы избежать эту скучную тёмную монохромию, в следующих частях спектакля артисты танцуют, сверкая яркими по цвету стопами и руками, облаченными, соответственно, в красочные носки и длинные перчатки.
Более интересный Эпилог исполняют 5 артистов – это участники двух предыдущих дуэтов плюс Рауф Язит – маститый хип-хопер. С появлением фортепианных звуков на сцене разворачивается динамический дивертисмент. Его составляют сольные вариации и дуэты, новаторски поставленные на манер балетной классики, но в явно выраженной стилистике Форсайта, то есть со свободным разворотом и прогибом корпуса, что выглядит весьма специфично. Эти композиции, затейливо сплетенные из упругих движений, но без пуантов, и жёстких жестов, искусно инкрустированы оригинальными вращениями и прыжками с эффектными выкрутасами. Абстрактное танцевальное действие, составленное из музыкальных движений и жестов, пленяет обилием новаторской лексики, органично связанной со звуками фортепиано. Эпилог – это кантилена причудливых танцев, которые, благодаря ярким цветам носок и перчаток, формируют живописный поток. Однако ему всё-таки не хватает развития, и он страдает сценическим однообразием, исходящем от монотонности музыкального сопровождения. Наибольшее впечатление производит финал Эпилога с участием всех пяти исполнителей, которые с высоким мастерством проделывают сложные танцевальные вариации, сверкая палитрой ярких цветов – фиолетового, оранжевого, красного, желтого, белого, салатового…

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Далее идёт глубокомысленный Диалог в исполнении двух танцовщиков. На сцене появляется дополнительный свет, и в тишине зала два парня начинают свой загадочный танцевальный диалог. Вначале кажется, что один артист является как бы дублёром другого и старается точно повторить его замысловатые движения. Потом танцовщики меняются ролями и неожиданно становятся соперниками. Затем они объединяются в гармоничный дуэт двух преданных и внимательных партнеров, которые, несмотря на сложности акробатических связок, достойно исполняют свои вариации. Их синхронные соло и совместные танцы пленяют обилием новаторской лексики. В частности, парни ловко и звонко шлёпают по своим ногам и телу, порой замирают в эффектных позах, сплетают эффектные акробатические композиции, лёжа на полу. Их отточенный техничный танец с красивыми port de bras вызывает восхищение.
Первый акт спектакля придуман оригинально, но выглядит он всё-таки несколько однообразно, хотя Форсайт создал чрезвычайно много нового, что для специалиста по танцу, несомненно, интересно. Второй акт создан с редкостным вдохновением и необычайно богатым воображением: он производит грандиозное впечатление благодаря дивной музыке Ж.-Б.Рамо и гениальной хореографии Форсайта. Представление второго акта, названное Seventeen/Twenty One, динамично развивается на ярко освещенном белом ковре, что подчёркивает красоту и великолепие его величества танца, который делает видимой изящество и роскошь барочной музыки. Под её прекрасные темы разворачивается танцевальный дивертисмент с участием семи исполнителей. Их разноцветные одеяния придают этому пиршеству музыки и танца впечатляющую живописность.

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Дивертисмент составляют разнохарактерные соло, дуэты и трио. Они органично сменяют друг друга и формируют кантилену изысканных танцев, не только насыщенных барочной музыкой, но и сотканных из её изящных мелодий. Каждая вариация является органическим синтезом барочного и классического танца. Особенно рельефно это проявляется в богатой и разнообразной жестикуляции: высокие академические позы рук и деликатные барочные жесты логично дополняют друг друга. Элегантные вариации, искусно выстроенные из грациозных движений, оригинальных вращений и лексических новаций, полностью соответствуют ритмике и мелодике звучащей музыки. Красивый дивертисмент является ярким выражением хореографического стиля Форсайта, а также его уникального синтеза с балетной классикой и эстетикой барокко. Танцевальные номера сменяют друг друга даже по ходу одной музыкальной темы, при этом каждая часть дивертисмента завершается взрывам аплодисментов. Яркое впечатление производит сольное выступление хип-хопера Рауфа Язита. Он виртуозно исполняет свои акробатические вариации, сплетенные из замысловатых выкрутасов рук и тела. Важно, что эти вариации органично вписываются в ритмику музыки барокко и гибридную стилистику дивертисмента. Необычайно эффектно и живописно выглядит финальная картина: в разноцветных футболок, штанах и носка на сцене танцуют одновременно все 7 участников представления. Они составляет причудливые ансамбли, выступают в соло, дуэтах и трио, исполняя сложные композиции. При этом артисты ярко сверкают своим филигранным мастерством и одержимо прославляют хореографические находки гениального Форсайта, открывающего новые горизонты в искусстве танца.

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Фрагмент из второго акта «Тихого вечера танца»

Можно только подивиться неисчерпаемости творческого потенциала 70-летнего Форсайта, у которого как бы появилось не только новое дыхание, но и множество интересных идей. Второй акт, похожий на очаровательную танцевальную игру и забаву, восхищает как хореографической фантазией, так и лексической новацией прежде всего в причудливых метаморфозах текучих жестов. Самое удивительное состоит в том, что в этом представлении музыка барокко обрела не только визуализацию, но и даже эстетику ХХI века. Это истинное чудо! Подобного феномена ещё не удалось сотворить ни одному хореографу за всю историю мирового искусства. Обворожительный дивертисмент хочется смотреть бесконечно! По окончании спектакля зал театра взорвался от лавины оваций. Столь бурный и единодушный порыв восхищения публики является как бы ответом на высказывание Форсайта: «Моя цель – сделать искусство балета более визуальным». Триумфальная премьера «Тихого вечера танца» во Франции стала не только крупным, но и чрезвычайно значимым событием нынешнего фестиваля.

Послесловие

Форсайт является давним и глубоко почитаемым участником Фестиваля Montpellier Danse. В 1988 году здесь были показаны знаменитый шедевр Форсайта «In the middle, somewhat elevated», а также его «Same old story», «Artifact III», «Bongo Bongo Nageela», «France / Dance», «Steptext», «Love Songs». В Монпелье были представлены и многие другие произведения хореографа. В частности, в прошлом году Национальная труппа танца Испании показала «The Vertiginous Thrill of Exactitude», «Artifact Suite», «Enemy in the Figure». Теперь Форсайт привёз на фестиваль свой новый спектакль «A Quiet Evening of Dance». После показа в Монпелье эта постановка отправится в международное турне, и оно начнется в Москве: представления состоятся в рамках Чеховского театрального фестиваля (9-11 июля). Далее «Тихий вечер танца» появится на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге (14-15 июля), на Фестивале в Хельсинки (22, 23 августа), The Shed в Нью-Йорке (11-25 октября), Romaeuropa в Риме (30, 31 октября), на сцене Театра Шатле в рамках Осеннего фестиваля в Париже (4-10 ноября), на сцене Международного театра в Амстердаме (13-16 ноября).

Crédits Photos: Bill Cooper, Victor Ignatov