«Since She»- ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ФЕЕРИЯ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИХ ВИДЕНИЙ В ЧЕСТЬ ПИНЫ БАУШ
15/07/2019 – Виктор Игнатов
8 – 11 июля 2019, Théâtre de la Ville – Grande Halle de la Villette, Paris

Отмечая 10-летие со дня смерти прославленной Пины Бауш, немецкой артистки и хореографа, Городской театр Парижа представил впервые во Франции спектакль «Since She» Димитриса Папаиоанну. Талантливый греческий режиссёр создал представление с богатой фантазией, обилием театральных новаций и эффектов. Сценическое действие разворачивается таинственно и мистически на манер «абсурдного цирка». Его открывает удивительный пролог с чередой стульев, символизирующих гений Бауш. В новом спектакле почти нет её любимых танцев, зато есть обнаженные артисты и мифологические персонажи. Спектакль идёт в сопровождении прекрасной музыки. Особенно впечатляют красивая динамичная картина под бурные звуки Вальса А.Хачатуряна и дивный мемориальный финал.

В этом году Théâtre de la Ville (Городской театр Парижа) отмечает 40-летие творческого сотрудничества с Tanztheater de Wuppertal (Вуппертальский театр танца), в котором 38 лет (1971-2009) работала легендарная Пина Бауш. За истекшие годы её знаменитая труппа 37 раз выступала в Париже и каждый раз не только с аншлагом, но и с триумфом. Столь грандиозная популярность и востребованность творчества Бауш объясняется её чутким и глубоко осмысленным отношением к социальным событиям и к актуальной жизни. Прошло уже 10 лет после того, как Бауш неожиданно умерла от рака лёгких. Осиротевшая труппа продолжала показ её главных шедевров, но для творческого развития коллектива и театра необходимы новые спектакли. К большому сожалению, репертуар Вуппертальского театра танца оставался прежним, а труппа начала стареть. Частично её удалось омолодить за счёт обновления состава. Чтобы придать коллективу творческий импульс и свежее дыхание, в прошлом году новая дирекция Вуппертальского театра танца пригласила двух модных хореографов с обострённым чувством визуализации и ярко выраженной театральностью – 55-летнего грека Димитриса Папаиоанну и 40-летнего норвежца Алана Люсьена Ойена. Каждому из них было предложено поставить полномасштабный спектакль. В связи с этим труппа была разделена пополам: для 17 артистов более молодого поколения Д.Папаиоанну создал спектакль «Since She»; для 17 ветеранов труппы А.Л.Ойен поставил спектакль «Bon voyage, Bob» («Счастливого пути, Боб»). Премьеры этих постановок последовательно прошли в 2018 году на сцене Вуппертальского театра танца. Теперь, благодаря Городскому театру Парижа, оба спектакля были показаны в столице Франции: «Since She» предстал на сцене Большого холла в парке La Villette; «Счастливого пути, Боб» – на сцене Национального театра танца Шайо.

Papa1Димитрис Папаиоанну родился в Афинах в 1964 году и получил признание вначале как художник и автор комиксов, затем всецело погрузился в театральное искусство в качестве режиссёра, хореографа, перформера, художника по декорациям и костюмам, макияжу и свету. Он обучался живописи у знаменитого греческого художника Яниса Царушиса, прежде чем поступил в Афинскую школу изобразительных искусств. В 1986 году Папаиоанну основал Edafos Danse Theater (Театр Танца Эдафос), где начал создавать свои оригинальные произведения, искусно смешивая экспериментальный танец, гибридный театр и перформанс. Постановки Папаиоанну вызвали большой интерес, а вскоре завоевали успех и популярность у широкой публики. Кульминацией творческого пути Папаиоанну и его труппы стал спектакль «Médéa» (1993). Эта культовая работа открыла молодому коллективу дорогу на сцены крупнейших театров. В 2002 году, после 17-и лет напряженного и успешного творчества, труппа Театра Танца Эдафос была распущена, но она оставила яркий след в истории сценического искусства Греции. В 2004 году Папаиоанну обрёл международную известность как постановщик церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах. Начиная с 2006 года он создает авангардные произведения в крупнейших театрах Афин и приобретает всё большую популярность. В 2009 году Папаиоанну начинает проводить широкомасштабные театральные эксперименты и ставит спектакль «Nowhere» для открытия после реставрации Греческого национального театра, затем «Inside» (2011) для Театра Паллас. В 2012 году он создал «Primal Matter» по заказу африканского фестиваля и вернулся на сцену после десятилетнего перерыва. В 2014 году поставил «Still Life». Этот спектакль стал первым произведением, для которого были организованы зарубежные гастроли по странам Европы, Южной Америки, Азии и Австралии. В 2015 году Папаиоанну создал церемонию открытия первых Европейских игр в Баку. В 2017 году он осуществил свой первый международный проект – поставил спектакль «The Great Tamer». Среди десяти его продюсеров был и Авиньонский фестиваль. Сейчас эта постановка находится в международном турне. В прошлом году Папаиоанну стал первым режиссером, создавшим новый спектакль для Вуппертальского театра танца. 25 постановок Папаиоанну составляют широкую панораму – от массовых манифестаций с тысячами исполнителей до камерных пьес с несколькими артистами. Эти спектакли были показаны в самых разных местах – от знаменитого Underground Squat Theater в Афинах до старинного театра в Эпидауре, от Олимпийских стадионов до Городского театра Парижа и Театра Олимпико в Веченце.

«Since She» мог бы понравиться Пине Бауш, если бы…

Папаиоанну назвал свой спектакль весьма символично и философично. В переводе с английского «Since She» означает «С тех пор, как она». Логичное продолжение этих слов уточняющей фразой «жила и творила Пина Бауш», делает название спектакля понятным и важным для выражения его драматургической сути. Это название отражает также боль утраты и неопределенность, в которой оказалась труппа после смерти Бауш.

papa2Полуторачасовое представление является гипнотическим путешествием в мир странных и удивительных видений, в которых, хотя и присутствует дух Бауш, однако он является свидетелем глубоких перемен, произошедших в хореографическом искусстве «с тех пор, как она» активно и плодотворно им занималась. В течение 40-а лет (1969 – 2009) Бауш ставила балеты на основе экспрессионистски заострённого танца модерн, сопровождая его симфонической, вокальной и конкретной музыкой, а также многоликим текстом. В последнем творческом этапе хореографа сатирический текст играл даже большую роль, чем танец. В новом спектакле, посвященном Бауш и созданном в её стиле, однако нет ни её любимых текстов, но её изысканных танцев. Вместо них Папаиоанну активно использует «театральный стриптиз», весьма характерный для его творчества. Справедливости ради, нужно сказать, что в режиссуре Папаиоанну и Бауш все-таки есть общее. Прежде всего это красота, причуда и сатира. Спектакли Пины всегда украшали ансамбли длинноволосых, грациозных девушек, одетых в элегантные атласные платья и танцующих на высоких каблуках. В постановке Папаиоанну этого нет и не может быть, потому что сейчас время иное. К тому же он стремится прежде всего поразить публику, как бы следуя завету С.Дягилева, который восклицал – «Удиви меня»!
Частично используя режиссерский инструментарий Бауш, Папаиоанну, однако, создал свой собственный театральный мир, в котором оживают фантастические зарисовки, созданные на манер Х.Босха, а также происходят удивительные встречи с библейскими и мифологическими персонажами. Новая постановка по своему жанру далёка от подлинного хореографического искусства. Танец здесь появляется крайне редко и длится мало, а его язык настолько прост и однообразен, что такие зарисовки нельзя считать хореографическими номерами, характерными для творчества Бауш. Свой спектакль Папаиоанну описывает как «абсурдный цирк», но он воспринимается и как «сюрреалистическое шоу».
Постановщик выстроил сценическое действие с феноменальной фантазией. Представление неспешно развивается на сумрачной сцене, в глубине которой на фоне слабо светящегося экрана возвышается серый холм, созданный из вертикально сложенных плоских войлочных тюфяков. На сцене периодически появляется техник с небольшим софитом: его направленный луч даёт дополнительное освещение, тем самым выделяя и акцентируя определённые элементы сложного сценического действия. Насыщенное многочисленными и одновременно проистекающими пластическими миниатюрами, оно воспринимается как феерия сюрреалистических видений. Они возникают хаотически в разные моменты и по всей сцене, однако подчиненны централизующей воле и логике режиссера.
По ходу представления его исполнители приносят и уносят разные аксессуары, среди которых наиболее часто появляются столы и стулья, широко используемые в постановках Бауш. Стулья являются образным олицетворением творческого духа Бауш: она не только изящно разыгрывала свои интермедии с помощью стульев, но и обрела всемирную славу, создав пьесу «Кафе Мюллер» (1978), в которой, благодаря киносъемке, навеки запечатлена, гениально танцующей среди стульев под ностальгическую музыку Г.Пёрселла. Именно с пролога со стульями и начинается многоликий спектакль «Since She».

papa3bisИз небольшого проёма, расположенного в левой боковой стене, на авансцену поочерёдно выставляют 17 стульев, и на них последовательно появляются 17 артистов. В цепной схеме ставя стулья перед собой и по ним перешагивая, на авансцене постепенно выстраивается линейная композиция, и она непрерывно трансформируется, словно фантастическая гусеница. Осторожно перемещаясь по стульям разными способами в направлении слева-направо, при этом перенося вперёд последние стулья, а именно передавая их дуг другу или над головами, или вдоль тела, группа артистов медленно и успешно продвигается вдоль авансцены, а полностью её преодолев в аналогичной манере постепенно исчезает в небольшом проёме правой боковой стены. Эта удивительная живая инсталляция развивается в глубокой и почтительной тишине; её нарушают лишь скрипы и стуки передвигаемых стульев, напоминая их звуки в «Кафе Мюллер» – знаменитом шедевре Бауш.
После впечатляющего пролога начинается представление «абсурдного цирка». Под нежные звуки восточной мелодии молодой артист демонстрирует своё хорошо развитое чувство равновесия. Парень долго и уверенно стоит на перевёрнутом стуле, который упирается в сцену лишь только своей тонкой планкой. Цирковой трюк сменяется иной причудой. На сцене лежит девушка; на волосы, аккуратно разложенные вокруг её головы, ставят 7 бокалов и наливают в них воду. Затем тело девушки осторожно тянут за ноги вдоль сцены; при этом бокалы, стоящие на волосах, плавно движутся все вместе, но потом поочередно соскальзывают с них и красиво замирают. Появляются парни: они забирают бокалы и выпивают воду. Пина обожала длинные женские волосы. Они были эстетическим смыслом многих её миниатюр. Оказывая почести Бауш, Папаиоанну поставил второй номер с волосами, но уже на характерный для него эротический манер. На столе появляется гора живых женских голов. Постепенно она превращается в холм их волос, а когда они спадают, возникает нагое мужское тело. Стол переворачивается, и парень, стоя на сцене, оказывается в окружении веселых девушек. Быстро и ловко размахивая чёрными фанерками, они игриво прикрывают ими гениталии артиста и разыгрывают интересные фокусы, например, с раздвоением его торса. Но ради шутки клонированный торс чарует женскими грудями.

papa4Спектакль составлен из обилия интересных и оригинальных номеров. Весьма своеобразно, например, предстает персонаж в старом кожаном пиджаке. У этого циркового клоуна в каждой штанине находится не только нога, но и труба, которая как бы является его длинной рукой. Столь замысловатая композиция конечностей позволяет артисту бегать и прыгать не только странно, но и забавно. Позже этот клоун появляется на сцене полностью обнаженным и пленяет публику мелодичным звоном колокольчиков. Прицепленные к его гениталиям и ногам, они нежно звенят при передвижении голого мутанта, который загадочно вышагивает, опираясь на четыре конечности – ноги и трубы. В это время в глубине сцены несколько девушек разворачивают на столе ворох бумаг, и среди них постепенно появляется красивое мужское тело. Под светлую музыкальную тему парень выходит на сцену и показывает трюки. Используя голову и волосы партнёрши, он эффектно замирает с ней в разных позах. При этом артист вначале скрывает свои гениталии, деликатно прикрывая их «букетом», ставленный из волос девушки. Но затем он интригующе медленно его раскрывает, чтобы гордо продемонстрировать свои мужские достоинства.
Рядом происходят удивительные метаморфозы. Вокруг девушки, замершей словно статуя, движутся парни. Они поочередно поглаживают рукой по её чёрному платью, вследствие чего на нём появляются золотые следы. Когда же всё платье становится золотым, на голову девушки одевают баранью голову с рогами. Такая символика формирует мифологический персонаж «Золотого руна». В это время по сцене перемещается другая девушка: она одета в пышное длинное платье, сшитое из бумаги и пластика. Сопровождающие её кавалеры динамично машут фанерками, в результате платье и волосы девушки красиво развиваются. Но парни вдруг начинают срывать куски платья, и девушка вскоре исчезает. Исчезает золотое платье и с предыдущей девушки: после того как парни несколько раз проводят по нему рукой, оно вновь становится чёрным. Под изящную мелодию предстаёт очаровательная миниатюра. Является девушка в светлой тунике в окружении кавалеров, держащих множество пышных ветвей. Живописные листья ласкают девушку и мило с ней заигрывают, доставляя героине и публике истинное наслаждение. Девушка срывает с ветки яблоко, надкусывает его и бросает одному из парней. Тот с удовольствием его принимает. Позднее девушка и парень предстают нагими, красиво замершими в любовной позе.

papa5На высоком холме также разворачиваются разнообразные миниатюры и причуды. В частности, сюда самая маленькая девушка многократно затаскивает высокое дерево, но потом его безжалостно ломают; здесь происходит извержение «вулкана» с выбросом бумажного пепла… На холме предстают и цирковые номера, правда некоторые далекие от эстетики Бауш. Например, как бы в контрапункте с её утончённым стилем, здесь жестоко режут пилой по горлу нагого человека, а затем его отрезанную голову, как в цирке, показывают публике.
Представление разворачивается в сопровождении прекрасной музыки. Широкий и разнообразный коллаж составляют фрагменты из произведений 14-и композиторов. Среди них ряд великих – Р.Вагнер, И.С.Бах, А.Хачатурян, Г.Малер, Г.Канчели, С.Прокофьев, Дж.Верди. Несмотря на обилие музыкальных фрагментов, они звучат, однако, лишь периодически и часто очень приглушенно, создавая эмоциональный фон и психологический настрой. Исключением является только знаменитый Вальс Хачатуряна. гениально написанный для драмы М.Лермонтова «Маскарад». Бурная, лучезарная музыка неожиданно и смело врывается в несколько тягучее и абсурдное сценическое действие, наполняя его радостной жизнью и пламенной страстью. Охваченные мощным потоком красивой мелодии, артисты в огненном порыве творят чудеса. Стремительно вальсируя вокруг стульев и крепко держа за руки партнёрш, парни с упоением крутят девушек, и те с наслаждением парят над сценой, счастливо улыбаясь и как бы купаясь в музыкальных волнах дивного Вальса. Феноменальный ансамбль сменяет потрясающее соло: охваченная экстазом, девушка одержимо вертит перевёрнутый стол по сцене, и он фантастически вальсирует в грандиозном вихре пьянящей музыки. Сила и яркость вдохновенной и невиданной красоты парализует дыхание публики в зрительном зале. Пина была бы в восторге от такого сценического чуда и, наверняка, была бы возмущена проявлением вульгарной пошлости, которую себе позволил Папаиаонну.
Он сочинил миниатюру на сюжет Фавна – мифологического существа, похожего на сатира, которому многие хореографы посвятили свои постановки. Создав гениальную миниатюру на музыку К.Дебюсси (1912), партию Фавна танцевал легендарный В.Нижинский. Теперь на сцене появляется современно одетый Фавн. Приняв картинную позу, он медленно проходит по авансцене, гордо держа в руке торчащую сардельку, словно фаллос в состоянии эрекции. Фавн приходит на импровизированную кухню, где веселые девушки занимаются кулинарией. В руках девушек сарделька извергает струю белой жидкости; её ловят в миску и взбивают на миксере. Одна из девиц взбирается на стол и, подставив миску под зад, добавляет в неё свои экскременты. Приготовленный таким образом «деликатес» девица ставит на сцену, и Фавн, словно блудный пёс, стоя на четвереньки, с удовольствием его поедает. При этом девица сидит рядом и с наслаждением пьёт красное вино. Возможно Папаиоанну придумал столь грубую и дерзкую сценическую зарисовку как пародию на порнографию, однако это выглядит как дебильный эпатаж, слишком далёкий от театрального искусства.

Papa6Представление соткано из множества цирковых номеров, большинство из них идут с использованием столов и стульев, столь любимых Пиной. В этом отношении наиболее показателен финал спектакля. Артисты приносят на сцену десятки серых труб и раскладывают их двумя продольными рядами. Вновь звучит радостный Вальс. По трубам, как по роликам, плавно скользят перевёрнутые столы, а в них, словно в лодках, катаются группы артистов. Мужская группа пытается догнать как бы стаю русалок: девушки в белых туниках игриво подбадривают парней волнами призывных жестов. На сцене царит всеобщее веселье. Его дополняет эффектный трюк: ловко скользя на перевёрнутом столе, два парня лихо скатываются с вершины холма на сцену. Парни похожи на бесстрашных асов, которые на маневренном каноэ несутся в бурном горном потоке. Некоторые артисты мягко скользят по трубам то на животе, то на досках, как на сноускейте. Наконец, все объединяются в одну группу и шумно празднуют встречу. Стол со всеми участниками этой игры медленно движется по трубами и вскоре исчезает.
На сцене появляется девушка в чёрном платье; трое парней поочередно пронзают его множеством длинных, тонких прутьев. А на холме аналогичный трюк одновременно проделывают три девушки: они поочередно втыкают такие же прутья в голову танцовщицы. Так возникают персонажи, олицетворяющие, соответственно, образы Святого Себастьяна и Горгоны. Вскоре танцовщица спускается на сцену. Парни выдергивают из её головы прутья, и сразу же их устанавливают, как распорки, между нагими торсами двух влюблённых. Но они сближаются для поцелуя, и ажурная конструкция, искусно составленная из прутьев, эффектно разлетается. Девушка ложится на сцену; возле неё появляется молодой артист, начинавший спектакль с баланса на перевернутом стуле. Следуя традиции Бауш, повторявшей в финале спектакля его первый номер, Папаиоанну сделал почти так же, но первый номер всё-таки усложнил. Молодой артист осторожно подбирает лежащую на сцене девушку своим перевёрнутым стулом, затем встаёт на него и долго балансирует в безумно трудной, рискованной позе под нежные звуки восточной мелодии.

papa7Артисты приносят на сцену множество стульев и расставляют их продольной линией. Один из парней медленно передвигается по стульям и собирает их, вешая на себя, подобно тому, как это когда-то придумала Бауш. Парень с гигантской кучей стульев идёт по сцене, но вскоре падает, и стулья с грохотом рассыпаются. По ходу этой миниатюры в глубине сцены по трубам плавно и непрерывно скользит девушка в длинной светлой тунике. По своему хрупкому силуэту она напоминает Пину; это как бы её зримый дух. Под звуки ностальгической песни на сцену выходят все участники представления. Они собираются вокруг этой девушки и замирают: на фоне большого золотистого щита и в ярком свете направленного луча возникает живое коллективное фото труппы. Проведя рукой по щиту и оставив на нём памятные полоски, артисты расходятся на сцене. Медленно угасает свет. И о чудо! Полоски начинают мерцать, словно россыпи бриллиантов. Они разгораются и сверкают, как яркие звезды. Но золотистый щит магически медленно удаляется в бесконечную темноту и лучезарное свечение звёзд на веки исчезает! Этот дивный, потрясающе красивый финал гениально выразил душевную боль и депрессию труппы, а также невосполнимую утрату, постигшую всех нас в связи с уходом из жизни великой Пины Бауш.
Crédits photos:  Julian Mommert, DR