«МИР В ГАРМОНИИ» : ГРАНДИОЗНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ДЖОРДЖА ЭНЕСКУ
16/09/2019 – Виктор Игнатов
31 августа – 22 сентября 2019, George Enescu Festival, Bucharest, Romania

С большим успехом проходит Международный фестиваль, увековечивший имя Дж.Энеску – великого румынского скрипача, дирижёра и композитора. Фестиваль составляют 84 концерта в Бухаресте, 30 концертов в 10-и городах Румынии и 6 концертов в разных странах. Программу дополняют 300 ярких событий. В фестивале участвуют 2500 зарубежных музыкантов из 50-и стран и 1000 румынских артистов; впервые выступят 25 знаменитых солистов и 9 оркестров мирового уровня. Нынешний, 24-й, сезон престижной биеннале возглавляет Владимир Юровский – выдающийся дирижер. Фестивальная программа включает 313 произведений 149-и композиторов и представляет широкую панораму музыки от эпохи барокко до нашего времени. Секцию XXI века составляют 48 произведений 45-и композиторов.


Среди наиболее значимых мемориальных событий важное место в музыкальном календаре занимает фестиваль имени Джорджа Энеску (1881-1955). Проходящий в столице Румынии, он является самым крупным в восточной Европе. Породнённый с Международным музыкальным конкурсом, фестиваль был основан три года спустя после смерти Дж.Энеску с целью популяризации его творческого наследия. Опера «Эдип» (1936), три симфонии (1905, 1914, 1916), две «Румынские рапсодии» для оркестра (1901) и камерная музыка Дж.Энеску составляют основу фестивальной программы, которая обретает широкий диапазон ещё и благодаря продуманной репертуарной политике, учитывающей интересы всех приглашаемых музыкантов. В первых сезонах, в частности, участвовали И.Менухин (ученик Дж.Энеску), А.Ойстрах, С.Рихтер, Г. фон Караян. И если в годы диктатуры фестиваль проводился редко, то теперь обрел пульс биеннале. Престижный государственный проект, патронируемый президентом Румынии Клаусом Йоханнисом и финансируемый Министерством культуры, благодаря регулярным теле- и радио-трансляциям, как национальным, так и зарубежным, приобрёл широкую популярность. С 2007 года главные события фестиваля освещает и французский телеканал Mezzo, охватывающий аудиторию в более 50-и странах Европы. Важный вклад в международную популяризацию фестиваля вносят его давние медиапартнёры – телеканалы CNN, Euronews, Deutsche Welle, TRINITAS TV.

Владимир Юровский

Владимир Юровский

В этом году биенналь имени Дж.Энеску возглавил знаменитый русский дирижёр Владимир Юровский, занимавший в течение 12-и лет пост артистического директора Глайндбёрнского фестиваля (2001-2013). Благодаря богатому профессиональному опыту и обширным международным связям В.Юровского программа нынешней биеннали Дж.Энеску впечатляла грандиозным масштабом и редкостным разнообразием. Она включала десятки симфонических произведений, 19 фортепианных концертов, 20 скрипичных и виолончельных концертов, 14 опер в концертном исполнении и оперный шедевр Дж.Энеску «Эдип» в сценической версии, а также множество произведений старинной и камерной музыки. Все фестивальные концерты были сгруппированы в шесть секций – это «Великие оркестры мира», «Ночные концерты», «Сольные выступления и камерная музыка», «Музыка XXI века», «Моцартовская неделя», «Международный композиторский форум». В биеннале приняли участие 40 дирижеров мирового уровня. Фестивальную афишу украсили многочисленные знаменитости. Среди них: дирижеры – Кирилл Петренко, Марис Янсонс, Владимир Юровский, Юрий Темирканов, Василий Петренко, Фабио Луизи, Рене Якобс, Джанандреа Нозеда, Кшиштов Пендерецки, Лауренс Фостер, Кристоф Руссе, Мьюг-Вун Чунг и румыны Кристиан Мандеал, Хориа Андреску, Габриэл Бебеселеа, Кристиан Бадеа, Тибериу Соаре, Ион Марин; пианисты – Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Денис Мацуев, Нельсон Фрейре, Жан-Ив Тибоде, Юджа Ванг, Мицуко Ушида. Лейф Ове Андснес; скрипачи – Максим Венгеров, Вадим Репин, Гидон Кремер, Рене Капюсон, Джулия Фишер, Патриция Копачинская; виолончелисты – Александр Князев, Готье Капюсон и Джоаннес Мозер; певицы – Диана Дамрау, Джойс Дидонато, Анна Катерина Антоначчи, Хибла Герзмава, Марлис Петерсен; певцы – сэр Брин Терфел и Роландо Виллазон.

E2Концерты фестиваля проходили в двух залах Большого Дворца (главный из них имеет 3126 мест) и в уютном зале Румынского Атенеума на 800 мест, восхищающего красивым убранством и прекрасной акустикой, а также в зале Радио. Концерты и встречи с музыкантами были организованы в фестивальном сквере: они проводились в сопровождении конференций и прослушивания записей. Оперный спектакль «Эдип» был показан на сцене Государственного театра оперы и балета, вмещающем 900 зрителей. Ряд программ был исполнен в десяти городах Румынии и за рубежом – в Берлине, Флоренции, Льеже, Монреале, Торонто, Кишинёве. Нужно сказать, что в ходе фестиваля каждый день проводилось по два – три, а порой по четыре – пять концертов. Несмотря на столь напряжённый график, концертные залы, даже в дневные часы, были полностью заполненными. Этот феномен связан прежде всего с малой стоимостью билетов, делающей их доступными для людей среднего достатка. Дешевизна билетов привлекает не только румынских меломанов, но и зарубежных туристов. Во время фестиваля в Бухаресте была слышна речь на многих языках. Чтобы сделать цену невысокой, существенная часть стоимости билетов компенсируется за счет государственных грантов и частных спонсоров. Важно, что для студентов вход бесплатный, поэтому на всех концертах молодежь составляла значительную часть публики. Подобного явления нет почти нигде в Европе. Румынские студенты так серьезно и столь массово увлечены классической музыкой, что это, несомненно, принесет в будущем прекрасные плоды. Ниже приведен обзор семи концертов, на которых мне удалось побывать в первые три для фестиваля.

Триумфальное открытие фестиваля

Привилегию открытия фестиваля получили музыканты с мировой славой – Берлинский филармонический оркестр под управлением Кирилла Петренко. Новый музыкальный руководитель оркестра недавно занял эту должность после завершения своей блистательной карьеры главного дирижера в Баварской государственной опере. Выступления Берлинского филармонического оркестра проходили с аншлагом в главном зале Большого Дворца. В первый вечер прозвучали «Румынская рапсодия» №2 ре мажор, опус 11 Джорджа Энеску и Девятая симфония ре минор, опус 125 Людвига ван Бетховена. В следующий вечер были исполнены Концерт для скрипки и оркестра Арнольда Шёнберга (солировала Патриция Копачинская), затем Пятая симфония Петра Ильича Чайковского.
Перед началом первого концерта на огромном сценическом экране была представлена видеозапись приветственного обращения к публике прославленных дирижеров – Зубина Мета и Владимира Юровского, соответственно, почётного президента и артистического директора фестиваля имени Дж.Энеску. Затем прозвучала наиболее часто исполняемая вторая «Румынская рапсодия» великого композитора – одно из его магистральных произведений. Благодаря неспешным темпам дирижера колоритная партитура предстала во всем её великолепии, чаруя изящной нюансировкой. Музыка отражала красоту и благоухание природы, пленяла звуковой и эмоциональной гармонией. Изысканно и деликатно предстала весёлая плясовая тема. В финале сюиты на нежном piano трогательно прозвучал прощальный возглас одинокого рожка. Вдохновенная интерпретация «Румынской рапсодии» произвела большое впечатление, и публика наградила исполнителей горячими аплодисментами.
E4В ходе небольшой паузы на сцену вышли для участия в исполнении Девятой симфонии Бетховена Филармонический хор имени Дж.Энеску и солисты – Марлис Петерсен (сопрано), Илизабет Кульман (меццо-сопрано), Бенжамен Брунс (тенор), Квангшул Юн (бас). Скажу сразу – главный шедевр Бетховена был исполнен гениально! Заслуга в этом принадлежит прежде всего дирижёру К.Петренко. Необычайно талантливый музыкант, имеющий богатый опыт оперного дирижера, представил публике последнюю симфонию Бетховена в потрясающей интерпретации. Она оказалась настолько глубокой и рельефной, удивительной и обворожительной, что знаменитая, часто исполняемая партитура как бы звучала в первый раз! Такое музыкальное чудо случается крайне редко, и его творят лишь гении! В Девятой симфонии Петренко предельно ярко и полно раскрыл всё музыкальное и драматургическое богатство великого шедевра, который служил образцом для художников эпохи романтизма. Нужно сказать, что последние 6 лет Петренко, являясь художественным руководителем Баварской государственной оперы, дирижировал её оркестром, как правило, находясь в оркестровой яме. Теперь во главе Берлинского филармонического оркестра Петренко был на сцене, что позволяло видеть его специфический стиль и технику дирижирования. Музыкант завораживал своей магией. Он пленял не только оркестрантов, но и публику своей свободной, в то же время сдержанной и лаконичной, а также чрезвычайно точной и выразительной техникой жестов и пластикой тела. Дирижёр иногда замирал, порой экспрессивно взмывал или мягко приседал, эффектно поднимая на fortissimo или опуская до pianissimo звучание оркестра, создавая тем самым интересные и яркие контрасты. Мощные оркестровые аккорды Петренко энергично акцентировал взрывными всплесками всего тела. Особенно впечатляли магические паузы дирижера, когда по завершении музыкальной темы большой оркестр вдруг разом затихал, отчего замирало и дыхание многотысячной публики. При этом в огромном зале возникала абсолютная и чудодейственная тишина, которая наполняла Девятую симфонию как бы живым духом Бетховена! Петренко дирижировал с явным наслаждением, что проявлялось в его широких жестах и радостной улыбке. Такое искренне и лучезарное выражение светлого оптимизма в музыке Бетховена явление чрезвычайно редкое!

Кирилл Петренко

Кирилл Петренко

Девятая симфония предстала необычайно живо и красочно, чаруя идеальной гармонией и кантиленой. Оркестр и дирижер демонстрировали уникальное духовное и музыкальное единство, что благотворно отражалось в оптимистической интерпретации каждой части симфонии. Весьма примечательно, что после исполнения её первой части в зале вдруг вспыхнули громкие и долгие аплодисменты. Несмотря на концертную этику, публика не смогла сдержать своего восхищения! Девятая симфония завораживала эмоционально богатой и тщательно продуманной трактовкой дирижера с обилием интересных новаций и музыкальных элеваций. Партитура Бетховена превосходно, пленяя причудливой рельефностью и утонченной нюансировкой. В каждой части симфонии Петренко нашёл и открыл для слушателей новые, восхитительные аспекты гениального творения композитора.Огромный по объёму хоровой финал Девятой симфонии, написанный на текст оды Шиллера «К радости», – один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы. Здесь, впервые в истории музыки, композитор осуществил синтез симфонического и ораториального жанра, что послужило примером для дальнейшего плодотворного развития. В финальной части Девятой симфонии, филигранно управляя огромным коллективом великолепных музыкантов и певцов, Петренко оптимально проявил свой великий талант дирижера. Прекрасная музыка и чудесное пение звучали на редкость возвышенно и величественно, восхищая богатой красочностью и яркой экспрессией. Центральная тема светоносной радости, родившаяся на почти неслышном pianissimo, неспешно ширилась и разрасталась, чаруя радостной мелодией и вокальной красотой, а достигнув апогея, ослепляла триумфальной патетикой и торжествующей мощью! Несмотря на минимум репетиционного времени, казалось, что немецкий оркестр и румынский хор – это давно сложившийся, единый музыкальный организм. Важный вклад в превосходное звучание Девятой симфонии внесли и замечательные солисты. В итоге её финал стал апофеозом не только гениального творения Бетховена, но и его концертного исполнения. Как только угасли последние звуки симфонии, гигантский зал Большого Дворца взорвался от мощнейшего взрыва оваций! Лавине оваций не было конца. Это был грандиозный триумф Берлинского филармонического оркестра, Филармонического хора имени Дж.Энеску, квартета солистов и великого дирижера Кирилла Петренко!

Роскошный дивертисмент во славу любви

В день открытия фестиваля после музыкального события, свершившегося в Большом Дворце, состоялось второе событие! Оно началось в половине одиннадцати ночи в красивом зале Румынского Атенеума: здесь проходило совместное выступление французского инструментального ансамбля «La Cetra d’Orfeo» под управлением Мишеля Кёстермана, Национального камерного хора Румынии «Madrigal – Marin Constantin» под руководством Анны Унгуреану и танцевального трио. В ходе двухактного представления под названием «Ay Amor!» («О Любовь!») были исполнены 20 номеров, каждый из которых вызывал широкую гамму глубоких и сильных эмоций. Роскошный дивертисмент старинной музыки, пения и танца пленял гармонией популярных жанров, в изящном сплетении которых были блистательно исполнены произведения многих композиторов XIV-ХVIII веков. Весьма примечательно, что все 7 музыкантов ансамбля играли на старинных инструментах, а танцовщики и хористы были одеты в исторические костюмы, любовно созданные по эскизам Льевена Баерта. Благодаря прекрасным костюмам и грациозным танцам, которые придумали сами же исполнители, дивертисмент приобрел яркую живость и красочность, а также театральную магию и волшебство.
E6Старинная музыка радужно струилась, словно воды весеннего паводка. Изящная красавица и два её галантных кавалера затейливо сплетали танцевальные кружева в сопровождении инструментального ансамбля и дивного пения камерного хора. Особое восхищение вызывали музыканты-виртуозы, обворожительная танцовщица и чудесная певица, солирующие под возвышенный аккомпанемент струнных инструментов и хористов, ритмичный стрекот трещоток и кастаньет… Каждый номер большой и разнообразной программы доставлял публике неописуемое наслаждение. Представление завершилось глубоко за полночь, но зрители не расходились, а восторженно аплодировали всем исполнителям изумительно красивого представления, в котором они чудесно продемонстрировал своё отточенное мастерство. Лучезарный дивертисмент подарил зрителям море эмоций, много радости и энергии, что надолго останется в памяти каждого счастливчика, побывавшего на этом пиршестве высокого искусства. Отвечая на бурные и несмолкаемые овации, уставшие, но улыбающиеся танцовщики, хористы и музыканты исполнили «на бис» последнюю часть финального номера.

Диана Дамрау и Ксавье де Местр: волшебство феноменального дуэта

Второй день фестиваля стал рекордным по числу музыкальных встреч. Феерию из пяти великолепных концертов открыла интересная программа в исполнении «Monte Piano Trio»; она началась в 11 часов утра в зале Аудиториума. Два часа спустя в зале Радио состоялось выступление румынского ансамбля «Camerata Regala» под управлением Константина Адреана Григора. Мне посчастливилось присутствовать на трёх последующих концертах; каждый из них произвел грандиозное впечатление.
E7В зале Румынского Атенеума с триумфальным успехом выступили оперная дива Диана Дамрау и выдающийся арфист Ксавье де Местр. На уникальное событие фестиваля, несмотря на дневное время, собрались многочисленные меломаны, как местные, так и зарубежные. В уютном зале Атенеума любители вокального искусства заняли не только кресла, но и все ступеньки: люди сидели повсюду и с нетерпением ждали выхода Дианы. Она появилась в нарядном платье и с открытой светлой улыбкой, благодаря которой сразу же завоевала симпатии всех слушателей. Прославленная певица обворожительно исполнила богатую и разнообразную программу камерных произведений. Её успех в высшей степени был связан с неординарным музыкальным сопровождением. Отказавшись от фортепианного аккомпанемента, традиционного для камерного жанра, Диана выступила в сопровождении арфы. Этот неожиданный, но, безусловно, мудрый выбор принес изумительные плоды. Постараюсь рассказать всё подробно и по порядку.
Концертная программа была составлена замечательно: она включала редко исполняемые, но прекрасные произведения, и они доставили публике огромное наслаждение. Это сочинения Феликса Мендельсона-Бартольди, Франца Листа, Клода Дебюсси, Джорджа Энеску, Сергея Рахманинова, Владимира Власова, Рейнальда Ана, Анриетты Ренье и Франсиса Пуленка. Перечень композиторов говорит о великолепии программы и её специфике. Вокальные произведения периодически чередовались с пьесами в сольном исполнении арфы, что позволяло слушателям оценить персональное искусство как певицы, так и арфиста. Сразу скажу, что совместные выступления Дамрау и Местра – это феноменальное явление в музыкальном мире. Диана и Ксавье – два исключительно ярких и самобытных таланта. К великому счастью, эти мега-звёзды выступают вместе и оптимально дополняют друг-друга, то есть представляют чрезвычайно гармоничный дуэт, который завораживает своей музыкальной красотой и возвышенной любовью. Нужно не только слышать этот дивный дуэт, но и видеть его: видеть нежные взгляды, которыми обмениваются Диана и Ксавье при исполнении вокальных номеров, а также счастливые объятия и поцелуи партнеров на поклонах, наконец, эмоциональное состояние каждого из них в ходе выступления. От такого волшебства публика находилась в состоянии сладостной эйфории.
E8Чудесный голос певицы и дивные звуки арфы органично сливались в единый поток интимных откровений. Изящные трели светлого сопрано Дианы, её филигранные вибрато идеально гармонировали и причудливо переплетались с мелодичным мерцанием нежных струн арфы. Голос божественной красоты и родниковой чистоты звучал как бы с небес. Диана пела с искренним наслаждением и редкостным вдохновением, пленяя задушевными интонациями и эмоциональными всплесками, то магически замирая на тончайшем piano, то свободно и счастливо взлетая на высочайшие ноты. Это было истинное чудо! С особо отточенным мастерством и богатым вокальным колоритом Дамрау исполнила ряд русских песен и романсов, чаруя теплотой чувственной трактовки и глубиной духовного осмысления. Последний цикл весёлых, радостных песен сверкал радужной палитрой ярких красок. Дамрау пела образно и экспрессивно, изящно и выразительно жестикулируя, что рождало у слушателей дополнительные волны эмоций. Певица восхищала своим не только вокалом, но и артистизмом. Произведения концертной программы звучали словно большая, многоликая поэма. Чтобы не нарушать её пленительную кантилену, публика сдерживала свои благодарственные порывы и аплодировала Диане лишь изредка – только по завершении исполнения всего блока произведений. В зале царила атмосфера восхищения и почитания вокально-музыкального дуэта, который щедро и с радостью дарил слушателям высшее наслаждение.
Сольные выступления арфиста являлись органичной и гипнотической частью концертной программы. Ксавье играл вдохновенно и филигранно, пленяя своим уникальным талантом и высочайшим мастерством. После каждой исполненной пьесы в зале вспыхивали горячие и долгие аплодисменты. Обаятельный музыкант элегантно демонстрировал своё лучезарное искусство: его арфа звучала, словно живой человеческий голос, чаруя изысканной нюансировкой, тембровой теплотой и эмоциональной глубиной. Особенно сильное впечатление произвела чудесная песня А.Алябьева «Соловей» в редакции Ф.Листа, по которой А.Ренье сделала изящную транскрипцию для арфы: дивные рулады и трели Ксавье исполнял на таком трепетном piano, да так поэтично и виртуозно, что все слушатели разом замерли от восторга, а по окончании пьесы устроили мощные оваций. Некоторые произведения в блистательной интерпретации арфиста звучали настолько масштабно и многокрасочно, что казалось играет целый оркестр. На поклонах Ксавье держался очень приветливо, что позволило ему легко завоевать симпатии публики. Встреча с уникальным мастерством талантливого арфиста стала ярким событием не только фестиваля, но и современной музыкальной жизни.
E9Великое счастье, что судьба свела и объединила в дуэт двух великих артистов, видимо, рожденных друг для друга. По окончании концерта слушатели, стоя, восторженно приветствовали радостных и счастливых Дамру и Местра. Отвечая на бурные и несмолкаемые овации, они исполнили «на бис» две очаровательные песни: в дуэте с дивной арфой Диана лучезарно блистала волшебством бельканто, пробирая всех слушателей до счастливых слез!
Глубоко взволнованный и восхищенный феноменальным искусством Дамрау и Местра, я встретился с ними после концерта. Диана рассказала, что ей пришлось много поработать над сложным произношением русских текстов для исполнения произведений Рахманинова и Власова, особенно его «Бахчисарайского фонтана», написанного на стихи А.Пушкина. Скажу откровенно, что, несмотря на огромные трудности в интерпретации камерных сочинений русского репертуара, Дамрау исполнила их глубоко прочувственно и проникновенно, что в своё время удавалось лишь незабвенной Галине Вишневской. Ксавье мне рассказал о своих недавних концертах в Большом зале Петербургской филармонии и в Московском зале Зарядье, где снова выступит, соответственно, в октябре этого года и в следующем феврале. Сейчас Диана Дамрау и Ксавье де Местр осуществляют гастрольное турне по многим городам и странам Европы. Не упустите возможность услышать и увидеть этот гениальный дуэт – олицетворение идеальной гармонии музыки и поэзии, красоты и любви!

Страстность А.Шёнберга и поэтика П.И.Чайковского

Вечером того же дня в главном зале Большого Дворца состоялся концерт Берлинского филармонического оркестра под управлением К.Петренко. Программа второго выступления знаменитого коллектива включала Концерт для скрипки и оркестра, опус 36 А.Шёнберга и Пятую симфонию ми минор, опус 64 П.И.Чайковского. Эти произведения были написаны, соответственно, в 1936 и 1888 годы, естественно, в совершенно разной музыкальной манере и эстетике. Широкий стилистический и композиционный диапазон программы позволил оркестру и его дирижеру полноценно продемонстрировать масштаб и совершенство исполнительского мастерства.
E10Австрийский композитор – глава новой венской школы, создал партитуру Скрипичного концерта на основе относительно свободной трактовки серийного принципа, что помогло этому произведению занять достойное место в репертуаре многих музыкантов. В Большом Дворце сочинение Шёнберга прозвучало ослепительно ярко в исполнении Берлинского филармонического оркестра, выступившего с молдавской скрипачкой Патрицией Копачинской. Высокопрофессиональная солистка виртуозно и экспрессивно играла свою сложную партию под чуткое и деликатное сопровождение оркестра. С первых же тактов Скрипичного концерта между всеми музыкантами установилось полное взаимопонимание, что позволило превосходно выразить богатую красочность и эмоциональную остроту сочинения Шёнберга. В белом лёгком платье Патриция блистательно и одержимо играла на скрипке, да с такой страстью и отдачей, что порой музыкальные вариации казались колдовскими заклинаниями, так как солистка завораживала не только яркой звуковой феерией, но и пластической магией – буйными взлётами смычка, пылкими взмахами гибкого тела. Произведение Шёнберка звучало на редкость живо и контрастно. Оркестр и дирижер внесли важную лепту в столь впечатляющую интерпретацию напряженной музыки Шёнберга, щедро наполняя её страстным дыханием и слепящим пламенем. В завершении концерта после большого соло скрипки вдруг вспыхнули литавры, и мощный оркестровый финал поверг слушателей в состояние экстаза. Публика наградила всех исполнителей долгими и горячими аплодисментами. «На бис» Патриция сыграла вместе с несколькими музыкантами оркестра очаровательную пьесу Д.Лигети.
Пятая симфония Чайковского по драматургическому плану схожа с Четвертой симфонией, но содержит «тему рока» во всех четырёх частях. Композитор был недоволен своей партитурой: он находил в финале Пятой симфонии истерическую ноту. Тем не менее это сочинение, прежде всего благодаря неотразимо обаятельной медленной части, остаётся самой популярной русской симфонией ХIХ века. Для исполнения Пятой симфонии Петренко избрал неспешные темпы, что позволило Берлинскому филармоническому оркестру необычайно детально и глубоко осмысленно представить все особенности и богатейшее многообразие гениальной партитуры. Ностальгическое начало симфонии и последующие её части содержали магические паузы, которые наполнили музыку особым внутренним напряжением. Основные темы появляются издалека на тончайшем pianissimo: они спокойно развиваются, ширятся, наполняются жизнью и красотой, затем достигают впечатляющего расцвета и звучат мощно, победоносно. Яркие контрасты и тончайшие нюансы являются важнейшим достоинством трактовки Петренко.
E11Дирижер и оркестр вместе составляют один музыкальный организм, который, глубоко понимая замысел композитора, превосходно исполнил каждый такт партитуры, наполнив музыку Чайковского страстным дыханием жизни. Идеальная взаимосвязь и единое мышление музыкантов и дирижера являются главной характерной чертой Берлинского филармонического оркестра, который под управлением Петренко приобрел особую глубину и филигранность в интерпретации прежде всего симфонических произведений. Благодаря этому качеству Пятая симфония Чайковского звучала поистине феноменально. Сам композитор мог бы подивится столь интересной и своеобразной трактовкой его партитуры, которая приобрела новый дух и колорит, но при этом не потеряла своей драматургической значимости. Благодаря полному взаимопониманию оркестра и дирижера, а также их высочайшему мастерству симфония Чайковского предстала обворожительно. Высших комплиментов заслуживают все музыканты оркестра и прежде всего струнная группа: её инструменты звучали необычайно мелодично и лучезарно. Прекрасно были исполнены и все сольные номера. В четвёртой части главная героическая тема развивалась то на piano, то на forte, впечатляя яркими контрастами. Стремительный взлет темы дополнили гипнотические звуки барабана, но буйную вакханалию сменяло интимное умиротворение. В финальном крещендо оркестр набрал фантастическую мощь и бурлил, словно вулкан. По воле дирижера вдруг возникла глубокая пауза тишины. Она как бы остановила грандиозный музыкальный разгул, развернувшийся вокруг темы рока, и подготовила слушателей к главному – победоносному восхождению героической темы во всей её красоте и величии. Дирижер и оркестр откровенно наслаждались музыкой, несущей счастье и свет: под ослепительно яркое и мощное звучание медных инструментов симфония достигла своего триумфально апогея, и огромный зал взорвался от лавины оваций. Казалось, что им не будет конца. Триумфаторами вечера стали, несомненно, Чайковский и Петренко!

Волшебство и магия Ансамбля виолончелистов

После концерта Берлинского филармонического оркестра 12 его виолончелистов выступили в зале Румынского Атенеума. Хотя телекамеры вели запись этого уникального события, слушателей собралось так много, что часть из них посадили даже на сцене, где для интимности атмосферы был снят верхний свет. Несмотря на позднее время концерта (он начался в 22 час. 30, а закончился около часа утра), его программа все-таки была настолько обширной, что для отдыха музыкантов был сделан антракт. В двух отделениях прозвучали разнохарактерные произведения ряда композиторов. Это Джулиус Кленгел, Антонин Дворжак, Дмитрий Шостакович, Габриэль Форе, Георг Шеаринг, Джеймс Хорнер, Герман Хупфелд, Хуан Тизол, Дюк Эллингтон, Борис Блахер, Астор Пьяццолла, Хозе Карли и Паскуале Стафано.
Виолончель является инструментом, звучание которого напоминает человеческий голос. В связи с этим концерт Ансамбля 12-и виолончелистов оказался чрезвычайно интересным; его программа была принята публикой с большим удовольствием и редким энтузиазмом. Ансамбль великолепных виолончелистов, состоящий из двух женщин и десяти мужчин, играл на едином дыхании и звучал органично, как один инструмент, пленяя своей высокой синхронностью и богатейшей красочностью. Многие произведения виолончелисты исполняли на манер камерного оркестра, то есть мелодические темы рождались в звучании отдельных групп, а затем ширились и развивались с участием других групп и всего ансамбля в целом. Такая затейливая трактовка музыкальных произведений позволила слушателям познакомиться с оригинальной интерпретацией ряда популярных пьес, большинство из которых были написаны для оркестра. Справедливости ради, нужно сказать, что знаменитый «Вальс» Д.Шостаковича, сочиненный для большого оркестра, несмотря на точное и слаженное звучание всех 12-и виолончелей, все-таки не достиг своего апогея в сиянии лучезарной и головокружительной красоты, вдохновенно воспетой в бессмертной партитуре гениального композитора.

E12В силу специфики звукового тембра и колорита виолончели Ансамблю не хватало оркестровой масштабности и красочности, экспрессии и полифонии. Но публика, глубоко взволнованная и плененная дивной мелодией «Вальса», наградила исполнителей бурными овациями. Огромный успех имела и популярная композиция Дж.Хорнера «Титаник»: она завораживала ностальгической мелодией, которая, благодаря живому, бархатному голосу 12-и виолончелей, прозвучала на редкость возвышенно и проникновенно. Интересно и эффектно предстали джазовые пьесы. Благодаря их оригинальным аранжировкам, виолончелисты сумели полноценно продемонстрировать своё высочайшее исполнительное мастерство. В заключении первого отделения концерта потрясающе прозвучал знаменитый «Караван» Д.Эллитнгтона. Очаровательная пьеса была исполнена ярко и виртуозно. Восхищенная публика устроила бурные овации.
Во втором отделении наибольший успех имели произведения А.Пьяццоллы, при интерпретации которых музыканты часто украшали чувственные мелодичные темы ритмичными аккордами на звонком пиццикато, что вызывало естественное желание танцевать. Блистательно играя пьесу современного композитора Х.Карли, виолончелисты мило забавлялись: они то поочередно воспроизводили одинаковые фразы и аккорды, то искусно имитировали жужжание пчёл, от весело похлопывали по своим инструментам. Особый успех имели мелодические пьесы, в которых наиболее полно раскрывалось колористическое и эмоциональное богатство нежного голоса виолончели. Среди таких пьес была и «Milonguita», которую сочинил 45-летний П.Стафано, итальянский композитор и пианист. Эта музыка пленяла изяществом обольстительных тем танго, звучащих в искусной джазовой аранжировке.
Очаровательные импровизации, затейливые вариации и эффектные композиции в отточенном исполнении Ансамбля сливались в многоликий звуковой поток, в котором величественно и обворожительно царствовала виолончель, вдохновенно воспевая красоту и великолепие музыкального искусства. По завершении программы слушатели, стоя, восторженно приветствовали виолончелистов, и они, несмотря на второй час ночи, с удовольствие сыграли «на бис» две прелестные пьесы.

Феерия оперных откровений Джойс Дидонато

E13В третий день фестиваля состоялось три концерта; на двух из них мне удалось побывать. Концерт оперной дивы Дж.Дидонато проходил в Румынском Атенеуме и был записан для телевизионной трансляции. Несмотря на дневное время, зал был переполнен; слушатели сидели даже на сцене. Прославленная американская певица появилась в сверкающем зелёном платье под бурные аплодисменты публики, которую она радушно поприветствовала на румынском языке. Благодаря непринужденному, дружескому общению певицы со слушателями, в зале установилась необычайно тёплая атмосфера. Дж.Дидонато выступила со своим давним замечательным партнером – французским пианистом Давидом Зобелем. Концерт имел триумфальный успех. В двух отделениях была исполнена интересная программа, составленная из популярных оперных арий и малоизвестных песен. В ходе концерта превосходно прозвучали сочинения Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Винченцо Беллини, Пабло Луна, Джоаккино Россини. Гектора Берлиоза и Рейнальдо Ана. Оперная дива пела с редкостной вокальной и эмоциональной отдачей. Она восхищала богатым и сильным голосом, виртуозной техникой и тончайшей нюансировкой, яркой экспрессией и высочайшим артистизмом. При исполнении лирических арий Дж.Дидонато не только чудесно пела, но и проникновенно играла, глубоко прочувственно воплощая совершенно разные образы многих оперных героинь. Нужно сказать, что для каждой из них певица находила новые, весьма характерные вокальные и эмоциональные краски, что в итоге позволило ей великолепно ёпредставить целую галерею оперных персонажей и доставить слушателям огромное наслаждение. Каждая ария была спета блистательно с обилием тончайших нюансов и впечатляющих контрастов. В широком диапазоне меццо-сопрано плотный и гибкий голос певицы звучал свободно и звонко как на высоких, так и на низких регистрах, пленяя бархатным тембром, красочностью и экспрессией. В первом отделении концерта Дж.Дидонато эффектно исполнила очаровательную арию Керубино из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»: певица щедро украсила свои виртуозные трели игривой жестикуляцией. Затем гениально прозвучал вокальный шедевр – «Dopo l’oscuro nembo» – дивная ария Нелли из первой оперы Беллини «Адельсон и Сальвини». Изысканно-возвышенное бельканто певицы, её лучезарный волшебной голос и нежные ностальгические интонации парализовали дыхание слушателей. В зале царило всеобщее поклонение священному искусству и божественное единение светлых душ. Это было истинное чудо! Кажется пролетел ангел… Первое отделение концерта завершила «De Espana Vengo» – бравурная песня испанского композитора П.Луна, которую Дж.Дидонато спела с пламенным азартом и элегантной жестикуляцией.
E14Второе отделение открыла ария Дездемоны «Assisa a pié d’un salice» из оперы Дж.Россини «Отелло»: предсмертный монолог героини певица исполнила глубоко прочувственно и трагично. Затем прекрасно прозвучали две арии из оперы Г.Берлиоза «Осуждение Фауста». Программу концерта завершили 5 замечательных сочинений французского композитора Р.Ана. Сложные по вокальной технике и разные по колориту многоликие песни были исполнены предельно красочно и экспрессивно, пленяя энергетикой и красотой. Важный вклад в успех концертной программы внёс пианист Д.Зобель. Благодаря его чуткому и внимательному сопровождению, вокальные монологи Дж.Дидонато обретали более широкий эмоциональный диапазон и дополнительную колористическую палитру. Одаренный пианист играл фортепианные партии необычайно изящно и свободно, демонстрируя изысканный стиль и отточенное мастерство.
Концерт Д.Дидонато завершился мощьными овациями. Восхищенные высоким искусством певицы, слушатели восторженно приветствовали её, стоя, и дарили цветы. Отвечая на бурные и несмолкаемые овации публики, радостная и улыбающаяся Дж.Дидонато спела «на бис» три (!) вокальные миниатюры. Феноменально исполненная программа концерта продемонстрировала огромный масштаб уникального таланта Дж.Дидонато, а также важнейшие достоинства и особенности её филигранного вокала и артистизма. Сегодня великая певица, несомненно, находится в апогее звёздной карьеры и всемирной славы!

Русская музыка в трактовке Лондонского симфонического оркестра

Вечером того же дня в главном зале Большого Дворца состоялось выступление Лондонского симфонического оркестра. Прославленный коллектив возглавил знаменитый итальянский дирижёр Джанандреа Нозеда. Для первого концерта на фестивале маэстро подготовил с оркестром разнообразную русскую программу. Её составили три произведения: оркестровое вступление к опере Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904); Концерт №2 для фортепиано и оркестра соль минор опус 16 Сергея Прокофьева (1913, 1923); Симфония №6 си минор опус 54 Дмитрия Шостаковича (1939). Эти сочинения, написанные на протяжении ХХ-го века, позволили публике оценить красоту и величие этого периода русской музыкальной культуры.
E15Вечер открыла музыка «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – одного из шедевров русского оперного искусства, содержащего волшебные картины райской природы. Дивная оркестровая увертюра живописует картину леса с его шелестом листы и пением птиц. Здесь звучат задушевные мелодии девы Февронии. Неспешные темпы дирижера позволили оркестру искусно высветлить в музыке Римского-Корсакова самобытную окраску и колорит далекой древности, а также поэзию и лиризм русского фольклора. Лёгкое, напевное звучание оперной увертюры украшали сольные инкрустации, имитирующие птичьи трели. Эффектное развитие получила фольклорная тема: родившая в группе струнных инструментов, она динамично разрасталась и стала праздничной плясовой. На широком, мощном крещено оркестр особенно ярко полыхал богатыми красками и захватывал силой экспрессии. При исполнении тёплых, умиротворенных пассажей оркестровое звучание пленяло причудливым мерцанием и магическим волшебством. Светлые мелодические темы восхищали истинно русской красотой и задушевностью: в музыке ощущались не только звуки, но и запахи леса. Сказочная, поэтическая трактовка дирижера получила полноценное отражение в прекрасном звучании оркестра. Музыкантам удалось выразить живописное богатство русской природы, любовно описанной в сочинении Римского-Корсакова.
Второй фортепианный концерт Прокофьева является популярным и сложным сочинением композитора. Для его исполнение дирижеры оркестров обычно приглашают маститых пианистов с высокой репутацией. Этим критериям в полной степени соответствует русский виртуоз Денис Мацуев. Кроме того, для солиста с мировым именем музыка Прокофьева является любимой и занимает важное место в его репертуаре. Выступление Мацуева с Лондонским симфоническим оркестром было триумфальным. Между солистом, дирижером и музыкантами оркестра царило полное взаимопонимание. Духовное и музыкальное единство исполнителей способствовало более глубокому раскрытию драматургии произведения, его композиционных особенностей и многочисленных достоинств. Мацуев играл многоликую партию свободно и ярко, умиротворенно сияя в лирических пассажах и ослепительно полыхая в бурных темах. Пианист завораживал своей искрометной виртуозностью, пламенной страстью и мощной энергетикой.

E16При исполнении первой части Концерта, когда оркестр утих, Мацуев потрясающе сыграл большое красочное соло, в котором отрешенно упивался своим музицированием. В финале монолога пианист вошёл в неописуемый раж: он так азартно и мощной долбил по клавиатуре, что казалось скоро её разобьёт. Сила пианизма была колоссальной и колдовской! По ходу исполнения Концерта оркестр старался достигнуть высочайшего уровня пианиста, но тщетно. Мацуев явно доминировал своим постоянно возрастающим эмоциональным и музыкальным напряжением и порывом, убеждая и утверждая, что у его виртуозности и экспрессии нет и не может быть пределов! В последующих двух частях Концерта между солистом и оркестром царили гармония и благодатное равновесие, что позволило музыкантам весьма успешно выявить многочисленные особенности и достоинства партитуры Прокофьева. Феерический финал Концерта прозвучал феноменально! Пианист играл, словно бушующий титан. Последняя фортепианная фраза прозвучала как мощный взрыв, от силы которого пианиста снесло с табурета. Победоносно стоя возле рояля, улыбающийся Мацуев вежливо кланялся публике, которая неистово ревела в экстазе. Это был ослепительный фейерверк фантастического мастерства и азарта.
При исполнении Концерта Прокофьева пианист блистательно продемонстрировал свою совершенную технику, искромётную виртуозность и потрясающую экспрессию. Публика, стоя, восторженно приветствовала Мацуева. Отвечая на лавину оглушительных оваций, пианист исполнил «на бис» две пьесы. После возвышенной, поэтической зарисовки обворожительно предстала «Баба-яга» из фортепианного цикла М.Мусоргского «Картинки с выставки». Мацуев играл эту музыкальную картину с колдовской страстью, постепенно наращивая скорость и мощь. Вакханальный финал стал для слушателей грандиозным шоком: Мацуев творил фантастические чудеса, подвластные только гениям!
Шестая симфония Д.Шостаковича прозвучала после антракта. Для перовых её слушателей она оказалась неожиданной, так как содержала только три части вместо обычных четырёх. Отсутствие быстрого сонатного аллегро позволило некоторым критикам назвать её «симфонией без головы». Действительно, она не столь длинная, как предыдущая Пятая симфония, а согласно мнения французских музыковедов, и недостаточно сбалансированная. Несмотря на эти замечания, Шестая симфония в исполнении Лондонского симфонического оркестра прозвучала как большое и цельное полифоническое произведение с интересным развитием многочисленных музыкальных тем, а главное с глубокой и напряженной драматургией. Первая часть впечатляла контрастным разнообразием интимных и мелодических пассажей: светлое мерцание струнных становилось пронзительным; в него врывались тревожная дробь барабана и трагический зов большой трубы; вновь возвращались покой и умиротворение, музыкальную идиллию украшали дивные трели двух флейт, а в финале и соло фагота… Оркестр звучал красочно и взволнованно, пленяя лёгким дыханием, гармонией и кантиленой. Вторую часть симфонии открыла светлая, радостная тема. Вскоре она обрела мощное праздничное звучание. Затем возникла игривая разработка; её сменил бурный оркестровый поток, в котором сверкали литавры и гремели барабаны. Звуковая лавина быстро угасла; опять появилась спокойная тема с нежными трелями флейты-пикколо. Третью часть симфонии открыла быстрая полётная тема. Стремительный поток колоритной музыки постепенно разрастается до грандиозного катаклизма. Оркестр полыхает огненными красками, ударные инструменты усиливают драматургический экстаз, в котором неожиданно рождается очаровательная мелодия: её играет скрипач, сидящий за первым пультом. В звучании оркестра вновь начинаются музыкальное гонки разных инструментальных групп: они увлекают причудливой аранжировкой. В финале оркестр азартно исполняет ритмичную плясовую тему, набирает титаническую мощь и достигает триумфального апогея.
Лондонский симфонический оркестр успешно продемонстрировал свой звуковой баланс, богатую красочность и яркую экспрессию. Важнейший вклад в точность и специфику стилистической трактовки исполненных сочинений внёс Дж.Нозеда. Одержимый прекрасной музыкой, маэстро дирижировал на редкость вдохновенно и энергично, впечатляя динамикой и ритмикой широких и высоких жестов. Благодаря таланту дирижёра и высокому профессионализму оркестра программа концерта была представлена великолепно. Многотысячная публика Большого Дворца наградила всех музыкантов горячими и долгими аплодисментами!
Crédits photos: Andrada Pavel, Alex Damian, Andrei Gindac, Victor Ignatov