ФРАНЦУЗСКО-КИТАЙСКИЙ «ЗНАК ЛЮБВИ»
15/03/2014 – Виктор Игнатов

13–20 марта – Palais des Sports, Paris

Парижские гастроли Балета Шанхая, которые прошли с большим успехом, украсили программу празднования 50-летия дипломатических отношений между Францией и Китаем. Гастроли открыл балет – «Знак любви», созданный в творческом сотрудничестве двух стран: хореограф, француз Бертран д’Ат, драматург-либреттист китаец Лю Шенг Сао, автор декораций и костюмов француз Джером Каплан. В балете использованы китайские народные мелодии и эстрадные песни, шанхайский джаз, сочинения Бетховена и Разумовского.Спектакль превосходно исполнила труппа Балета Шанхая под руководством Ли Ли Ксин: солисты и кордебалет показали высокое танцевальное и артистическое мастерство; парижская публика заслуженно наградили артистов долгими овациями.

Благодаря эффективности государственного сотрудничества в области культуры между Францией и Китаем, проект постановки балетного спектакля «Знак любви» оказался весьма успешным. Он был создан по заказу труппы Балет Шанхая, в которой сегодня 70 артистов, награжденных многочисленными медалями на международных конкурсах. Премьера спектакля состоялась в 2006 году. За истекшие семь лет балет обрел широкую популярность в Китае. Во Франции его увидели впервые.

Балет «Знак любви» сделан коллективом талантливых профессионалов, который возглавил Бертран д’Ат (р. 1957). Он обучался танцу в Дижоне, затем в школе М.Бежара Мудра в Брюсселе. С 1978 года танцевал в труппе М.Бежара Балет ХХ века, был балетмейстером труппы Бежар Балет Лозанны, ставил произведения великого мастера во многих странах. С 1984 года создает собственную хореографию для разных трупп. В 1993 году вместе с К.Карсен возглавил Балет Кульберг в Стокгольме, в 1997 год стал директором балета Рейнской национальной оперы в Мюлюзе, где, в частности, создал свои версии балетов «Лебединое озеро» (1998) и «Принц пагод» (2005). Бертран поставил «Знак любви» (2006) и «Экзотические птицы» (2008) для Балета Шанхая, а также спектакли для балетных труп в Ханое, Пекине и Сеуле.

Балет «Знак любви» создан на либретто известного драматурга Лю Шенг Сао, профессора Шанхайской театральной академии, который был главным редактором журнала Искусство театра (1996-2004). В основу либретто положена старинная китайская легенда о двух разлученных влюбленных, которые каждый год встречаются в тумане под дождем. Эта красивая, но печальная легенда оживает в прологе балета и затем многократно перекрещивается с историей невозможной любви замужней г-жи Ванг и женатого г-на Ли, писателя и журналиста.

Сцена из первой картины: солирует Зханг Йао в роли А Лина

В первом акте (июль 1937 года) предстает шумная улица Шанхая, где находится пансион Ши Ки Мен: сюда приезжают супружеские пары Ванг и Ли. Несколько месяцев спустя они оказываются в танцевальном зале, где идет шоу кабаре. Здесь возникают любовные чувства между г-ой Ванг и г-ом Ли. Во втором акте (август 1937 года) действие происходит в пансионе: Ванг и Ли обсуждают его новый роман, написанный на сюжет легенды о разлученной паре влюбленных, при этом легендарные влюбленные являются воочию и происходит смешение двух дуэтов, что усиливает и обостряет порывы их страсти. Но видение исчезает, а в стране начинаются военные приготовления для отпора японской армии. В третьем акте показана оккупация Шанхая японцами: жители города в панике убегают. Г-жа Ванг, благодаря А Лину, коллеги г-на Ли, узнает название отеля, где остановился ее возлюбленный. Их встреча завершается откровенным объяснением в любви, но взрывы бомб, начавшейся Второй мировой войны, разрушают идиллию их счастья. В эпилоге (15 августа 1945 года) вновь предстает оживленная улица Шанхая, где по-прежнему стоит пансион Ши Ки Мен. К нему направляется известный писатель Ли, только что вернувшийся из-за границы. Мимо проходит женщин с маленьким сыном, он оборачивается. Взгляд мальчика встречается со взглядом Ли; обоих охватывает глубокое волнение, но все исчезает. В финале спектакля Ли идет под дождем, а в дымке тумана одухотворенно танцуют двое влюбленных из старой китайской легенды…

Красота неосуществимой любви

«Знак любви» – это драмбалет. Его хореографию составляет красочная палитра неоклассической лексики, центральная роль в ней принадлежит широким и вдохновенным жестам и па. В этом произведении Бертран д’Ат сполна проявил свой хореографический талант, а также режиссерское дарование. Балет, созданный под впечатлением психологически сложного фильма Вонг Кар Вайя «In the mood for love» (Гонконг, 2000), хореограф искусно поставил в кинематографической манере. В трехактном спектакле особенно впечатляют массовые сцены: они выстроенные с богатой фантазией и тонкой нюансировкой.

Г-н Ли, г-жа Ванг и легендарная пара влюбленных (в центре)

В качестве пролога под мелодичные ностальгические звуки китайской дудочки вдоль сцены идет настоящий дождь, а на самой сцене танцуют герои старинной легенды. Появляются горожане с зонтиками, дождь угасает, и на сцене залитой светом возникает живописная, динамичная картина – многоликая жизнь оживленной улицы Шанхая. От обилия интересных зарисовок и мизансцен охватывает головокружение. По сцене проезжают рикши, их пассажиры устраивают забавные перепалки. Веселая детвора, строгие монахини, матросы, торговцы, ремесленники – все заняты разными делами и создают прекрасный фон для стремительных танцев. Воздушные и синхронные группы кордебалета, напоминая пламенные ансамбли знаменитого мюзикла Дж.Роббинса «Вестсайдская история», устраивают на сцене яркий хореографический фейерверк, переходящий в бурное танцевальное действо. Достоинством спектакля являются очень интересные и разнообразные сценические костюмы, мастерски стилизованные под моду Шанхая 50-х годов ХХ века. Также искусно созданы и красивые декорации, благодаря которым на сцене появляются улицы Шанхая, а также интерьеры ночного кабаре и богатого пансиона, где разворачиваются ключевые сцены балета. Этот зримый живописный мир Шанхая искусно придумал Дж.Каплан (р.1964, Париж). Начав карьеру модельера на оперной сцене (1987), в 1991 году по приглашению Жана-Кристофа Майо, директора Балета Монте-Карло, он начал активно сотрудничать с этой труппой и в дальнейшем оформил целый ряд спектаклей знаменитого коллектива. Дж.Каплан работал со многими выдающимися хореографами и создал костюмы для национальных и крупнейших балетных трупп Китая, Финляндии, Кореи, Швеции, Дании, Швеции, России и для театра Comédie – Française.

Весьма примечательно, что в балете «Знак любви» декорации не только являются масштабными, но и подвижными После каждой сценической картины на затемненной, полностью открытой сцене рабочие передвигают фрагменты декораций. Это происходит настолько интересно и динамично, что воспринимается не как техническая пауза, а как часть спектакля, точнее как театральная интермедия, ибо при смене декораций звуковая фонограмма никогда не прерывается.

Обворожительная Зхоу Джиавен в роли звезды кабаре

Сильное впечатление производит сценическая картина в танцевальном зале. В золоченом интерьере, залитом фиолетовым светом, стоят столики с лампами. Здесь собираются дамы в длинных вечерних платьях и господа в черных смокингах; гости пьют вино и элегантно танцуют под звуки шанхайского джаза. Г-жа Ванг и г-н Ли впервые оказывается наедине в интимном танце, в их сердцах вспыхивает пламя любви. Вечер украшает живописное шоу кабаре: изящно солирует эстрадная звезда с дивными руками и музыкальной пластикой; артисты кордебалета, в причудливых сверкающих костюмах, показывают оригинальные танцевальные номера с веерами и зонтиками; А Лин, в образе комика, блистательно солирует, разыгрывая забавные хореографические интермедии. Эффектное шоу завершается под горячие аплодисменты публики в зале. Действительно, такого изысканного и очаровательного кабаре парижане уже давно не видели на театральной сцене. В спектакле логично чередуются массовые сцены, захватывающие великолепными ансамблями, с многочисленными па-де-де, пленяющими хрупкой и нежной интимностью. Чтобы рассказать психологически сложную историю большой и несбыточной любви героев спектакля, хореограф вполне оправданно сделал ставку на их па-де-де. Поставленные необычайно деликатно, без резких трюков и вычурных поддержек, изящные и одухотворенные па-де-де по своей танцевальной эстетике настолько выдержаны в изысканном китайском стиле, что порой возникает впечатление, будто их создал китайский хореограф. Действительно, Бертран д’Ат не только глубоко прочувствовал старинную китайскую легенду, но и сумел найти ей адекватное танцевальное воплощение, которое производило сильное впечатление. На премьере балета в Париже публика горячо аплодировала после каждой сценической картины, что теперь случается крайне редко.

Джианг Йонг и Ву Хушенг в последнем дуэте Ванг и Ли

Подлинное восхищение доставили исполнители балета и прежде всего прекрасные солисты. По-истине превосходно воплотил образ г-на Ли высокий стройный красавец Ву Хушенг с широким полетным прыжком и отточенной техникой. Выпускник Шанхайской школы балета танцует в труппе уже 10 лет: призер международных конкурсов награжден медалью «молодой талант культуры Китая» (2012). Артист необычайно тонко и проникновенно показал богатый духовный мир своего героя, а также эмоционально и элегантно станцевал центральную партию, составленную из сложных элементов и связок. Танцовщик был необычайно внимателен и органичен во всех па-де-де, требующих от каждого партнера абсолютной гармонии и чистоты стиля.

Центральный образ г-жи Ванг, терзаемой противоречивыми чувствами, замечательно воплотила Джианг Йонг. Она танцует в труппе с 1992 года, завоевал золотую медаль на международном конкурсе в Париже (2000), в 2002 году получила звание «новой звезды культуры Шанхая». В роли г-жи Ванг талантливая балерина ярко и убедительно продемонстрировала свое высочайшее танцевальное и артистическое мастерство: порой казалось, что танцует драматическая актриса. Истинный восторг доставил и зрителям, и критикам Зханг Яо, выпускник Пекинской академии танца (2003), сразу принятый в труппу Балета Шанхая. Виртуозная танцевальная техника обаятельного и темпераментного солиста в сочетании с его врожденным артистизмом ярко проявились в партии А Лина, составленной из мелкой оригинальной лексики, обильно насыщенной искрометным юмором и эффектной буффонадой.

Кордебалет сверкал своим мастерством в динамичных жизнерадостных ансамблях. Необычайно полетные прыгучие парни и грациозные изящные девушки своими синхронными и азартными танцами буквально ослепляли публику, доставляя ей неописуемый восторг. Браво, солистам и всем артистам!

Хочется вновь и вновь увидеть этот изумительный балет. Столь психологически тонкого и столь танцевально прекрасного спектакля мы давно не видели в Париже. Французская премьера балета «Знак любви» прошла триумфально!

Информация на сайте.

Crédit photos : Lunxu Chen, Patrick Herrera