«МЁБИУС» – МАГИЧЕСКАЯ ФЕЕРИЯ ПОЛЁТНОЙ АКРОБАТИКИ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
1/10/2019 – Виктор Игнатов
27 – 29 сентября 2019, Cirque-Théâtre, Elbeuf, France

В нормандском городе Эльбёфе на арене уникального Цирка-Театра с триумфальным успехом прошла мировая премьера представления «Möbius» – «Мёбиус». Его создали и показали 19 артистов самой большой во Франции труппы акробатов Compagnie XY. Над постановкой великолепного и удивительного спектакля работали Рашид Урамдан (хореография), Надя Леон (костюмы), Венсен Милле (свет), Нордин Аллаль (акробатика). Представление идёт в сопровождении ритмичной, колоритной музыки, которую сочинили Джонатан Фитусси и Клеменс Уррьер. Часовой спектакль, искусно составленный из эффектных композиций и сложных трюков, восхищал богатой фантазией постановщиков и виртуозным мастерством исполнителей. Таинственный, причудливый «Мёбиус» пленял гармонией, эмоцией и кантиленой.

Французский город Эльбёф, расположенный в центре живописной Нормандии, по-достоинству гордится своим Цирком-Театром (Cirque-Théâtre de Elbeuf), построенном в 1892 году и обновленном 12 лет тому назад. Каждый сезон он принимает от 20-и до 30-и тысяч зрителей. Цирк-театр Эльбёфа имеет специфический зал, в котором для проведения представлений сооружены в едином комплексе круговая цирковая арена и фронтальная театральная сцена. В зависимости от расположения сидячих мест зал вмещает от 200 до 300 человек. Совмещение арены и сцены позволяет разным труппам показывать здесь как цирковые, так и театральные спектакли. Compagnie XY проявила желание создать представление, в котором органично соединились бы оба жанра. В итоге появился спектакль «Мёбиус». Его мировая премьера и открыла новый сезон Цирка-Театра Эльбёфа.
elb2Compagnie XY была основана 15 лет тому назад; сегодня её составляют 40 высокопрофессиональных акробатов. Две группы артистов параллельно выступают на городских площадях и в публичных залах. «Мёбиус» – это уже пятая постановка труппы, созданная после «Les Voyages» – «Путешествия» (2018), «Il n’est pas encore minuit» – «Ещё не полночь» (2014), «Le grand C» – «Великое С» (2009), «Laissez-Porter» – «Позвольте пронести» (2005). Успех первых трёх спектаклей был огромный: состоялось 900 представлений во всём мире. Важная особенность и творческое кредо труппы – непрерывный поиск нового языка в искусстве акробатики. Именно это столь ценное качество делает каждую новую постановку чрезвычайно интересной и способствует многолетнему финансированию труппы со стороны Министерства культуры Франции. С 2016 года труппе оказывает широкую и многостороннюю поддержку La Fondation BNP Paribas. На протяжении 35-и лет он является щедрым меценатом современного танца и нового искусства цирка. Благотворительный фонд крупного французского банка сегодня поддерживает 15 артистов и трупп, которые активно исследуют новые сферы в искусстве. Среди талантливых хореографов, получающих субсидии от Фонда BNP Paribas, следует прежде всего назвать Сиди Ларби Шеркауи и Кристал Пайт, которые, соответственно, в 2011 и 2017 годы получили на сцене Большого театра России престижный Приз «Benios de la Danse», часто называемый «Балетным Оскаром». С 2017 года Compagnie XY реализует свои проекты в сотрудничестве с Phénix de Valenciennes в рамках Европейского творческого проекта, а также с Цирком-Театром Эльбёфа, входящим в состав Национального объединения искусства цирка в Нормандии.
elb3Новый спектакль труппы получил название «Мёбиус», и это не случайно. Титр появился от фигурального понятия «Лента Мёбиуса». В 1858 году его изобрёл немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус. Согласно разработанной им модели, «Лента Мёбиуса» имеет загадочное вращение, в котором всегда открывается её плоская поверхность. Этот удивительный феномен составляет суть концепции нового спектакля. Его создали 19 исполнителей – артисты Compagnie XY, а также приглашённые специалисты – хореограф Рашид Урамдан, музыканты Джонатан Фитусси и Клеменс Уррьер, художник по костюмам Надя Леон, режиссер по свету Венсен Милле и мастер по акробатике Нордин Аллаль. Каждый из них внес существенный вклад в успех постановки.
Для спектакля была создана оригинальная музыкальная композиция. Звучащая с фонограммы, она успешно выполняла роль ритмичного фона, удобного для исполнения всевозможных акробатических номеров. Справедливости ради, нужно сказать, что в музыке порой появлялись интересные вариации и гармонии, но главное, она формировала разный эмоциональный настрой, необходимый для спектакля. Для исполнителей была сделана большая коллекция сценических костюмов. Её основу составили строгие графические одежды, сшитые из лёгкого чёрного мура. На фоне белой арены они выглядели контрастно и способствовали оригинальному развитию акробатического рисунка как по горизонтали, так и по вертикали, а также позволяли артистам абсолютно свободно двигаться и выполнять сложные трюки. Благодаря рельефному световому оформлению, сценическое пространство причудливо изменялось и приобретало разные формы. Кропотливая работа над постановкой сложного спектакля длилась около шести месяцев и принесла впечатляющие результаты. Мировая премьера «Мёбиуса» прошла с триумфальным успехом.

«Мёбиус» – хореографический калейдоскоп акробатических трюков

Представление началось интригующе: в глубокой тишине на белый квадрат пластикового ковра, покрывающего круглую арену, поочередно вышли 19 акробатов. Девушки и парни, одетые в разные чёрные костюмы, магически замерли, но возникла музыка, и началась захватывающая акробатическая феерия. Великолепно созданная, благодаря коллективному творчеству исполнителей, она восхищала необычайно богатой палитрой эффектных трюков, а также обилием оригинальных связок и затейливых комбинаций. Сложные, причудливые композиции были придуманы с богатой фантазией и смелой новацией. Важно, что все номера органично перетекали друг в друга. Это производило впечатление непрерывного динамического потока, щедро наполненного разнообразными трюками. Представление включало ряд акробатических картин, и в них происходили таинственные метаморфозы. Конечно, невозможно описать всё многообразие композиций, представленных в спектакле. Постараюсь назвать лишь главные черты и характерные особенности «Мёбиуса».
Elb4Прежде всего это спектакль большого коллектива, выступающего в едином ансамбле, что не случайно. Ансамблевая форма и новаторская суть представления составляют творческое кредо Compagnie XY. Все возникшие на арене ансамбли пленяли гармонией и музыкальной кантиленой. Важнейшей особенностью развития ансамблей является радостная полётность: артисты часто и одержимо взлетают над ареной подобно свободно летящим птицам. Устремленность в небо проявляется также в построении человеческих башен, в их удивительной трансформации и чарующей деструкции – плавном цепном падении на руки партнёров, стоящих рядом в линии. Этот приём, напоминающий гипнотически мягкое скольжение высокой морской волны, производит необычайно сильное впечатление, и публика восторженно аплодирует! Столь красивое акробатическое решение демонстрируется многократно, даже при деструкции наиболее высоких человеческих башен. Вероятно, этот приём придуман артистами труппы под впечатлением загадочной «Ленты Мёбиуса».
Благодаря музыке и хореографии, сценическим костюмам и свету «Мёбиус» пленяет вдохновенной поэтичностью и театральной зрелищностью. Важный вклад в сценическое развитие спектакля вносит хореография Рашида Урамдана. Вместе с циркачом Йоанном Буржуа он возглавляет Национальный хореографический центр в Гренобле. Работая над постановкой «Мёбиуса»,
elb5Рашид разработал его пространственное решение и придал ансамблю акробатов композиционное разнообразие. Например, артисты иногда формируют четыре группы, и они крестообразно передвигаются по арене. Периодически в ходе представления все 19 исполнителей одновременно и синхронно перекатываются по арене. Благодаря хореографу многие эффектные трюки приобрели связки и музыкальную кантилену. Несмотря на эти удачи, нельзя не заметить явный просчет хореографа в постановке фрагмента, в котором множество тел акробатов, просто лёжа, скользят по арене вслед за впереди идущим артистом. Эта сцена может иметь более яркое и сильное впечатление, если придать ползущим телам образную, композиционную пластику. Такую корректировку легко осуществить для последующих спектаклей. Можно сделать более интересными и частые, но банальные пробежки акробатов по кругу.

Важнейшее достоинство спектакля его великолепное исполнение. Все артисты блистательно продемонстрировали свое высочайшее акробатическое мастерство. Высокие, крепкие парни уверенно и надежно удерживали многоярусные человеческие башни, на вершине которых лёгкие девушки виртуозно проделывали сложнейшие акробатические трюки. Иногда сразу несколько человеческих башен быстро перемещались по арене, и это выглядело как танцы великанов. Но какое нужно иметь отточенное мастерство, чтобы ловко и красиво проделывать столь эффектные номера, от сложности которых в зрительном зале раздавались громкие ахи и вздохи. Артисты высочайшего класса прекрасно проделывали даже рискованные трюки и по достоинству получали пламенные аплодировала. По окончании спектакля восторженные зрители устроили бурные и долгие овации. Премьера акробатического «Мёбиуса» прошла триумфально! Чудесный, захватывающий спектакль, несомненно, стал гордостью репертуара Compagnie XY.

Браво!

Elb6

Credits photos: Victor Ignatov, DR