40-й ФЕСТИВАЛЬ В АМБРОНЕЕ : СЧАСТЛИВАЯ МОЛОДОСТЬ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ
14/10/2019 – Виктор Игнатов
12 сентября – 6 октября 2019, Ambronay, France
В свой юбилей крупнейший в Европе Международный фестиваль старинной музыки в Амбронее представил грандиозную программу. Она включала 40 концертов и спектаклей, 99 музыкальных мероприятий (встречи и прогулки). Произведения разных эпох, стран и жанров исполнили известные музыканты и молодые таланты. Среди знаменитостей – Уильям Кристи, Жорди Саваль, Леонардо Гарсия Аларкон, Рене Якобс, Кристоф Руссе, Филипп Жарусски, Рафаэль Пишон. Фестиваль открыли «Времена года» и флейтовые концерты Вивальди; на закрытии прозвучали «Коронационные гимны» Генделя и «Te Deum» Бонончини (мировая премьера). Программу украсили великие мотеты И.С.Баха, оратория «Мессия» и опера «Юлий Цезарь» Генделя, оратория Фальветти «Всемирный потоп».


Юбилейный сезон Фестиваля Амбронея стал большим и значимым праздником музыкального искусства. Наряду с широкой популяризацией произведений эпохи барокко фестиваль представил также сочинения современных композиторов, успешно развивающих своё дарование в разных жанрах. За четыре уик-энда состоялось 40 концертов и спектаклей, включая 5 представлений для школьников. В итоге было востребовано 18 883 билетов; плотность заполнения залов составила 94,7%. Кроме того фестивальной публике было предложено 99 мероприятий, 80 из которых были бесплатными. Среди них 24 экскурсии, проведённые в Европейские дни знакомства с культурным наследием Франции. В широкой и насыщенной программе мероприятий приняли участие 6110 любителей музыки. Они смогли встретиться со многими музыкантами, послушать записи их концертов, а также совершить увлекательные прогулки. Юбилейный сезон приобрёл ещё больший масштаб и более широкую аудиторию благодаря радио- и телетрансляциям. В частности, 4 концерта были полностью записаны телекомпанией Ozango и шли в прямой трансляции на портале France. tv , который смотрят сотни тысяч зрителей. Два концерта записаны радиоканалом France Music; в октябре месяце их услышат меломаны повсюду в Европе.

Старинная церковь аббатства Амбронея.

Старинная церковь аббатства Амбронея.

Программа нынешнего сезона впечатляла редкостным богатством и разнообразием. Важными моментами фестиваля стали выступления как знаменитых музыкантов, так и молодых талантов. Особый успех имели концерты давних и преданных друзей фестиваля, имеющих мировую известность. Среди них плеяда талантливых дирижёров. Американский дирижёр Уильям Кристи и его ансамбль Les Arts Florissants исполнили «Мессию» Г.Ф.Генделя. Испанский дирижёр Жорди Саваль и его вокально-инструментальный коллектив La Capella Reial de Catalunya – Hespèrion ХХI предложили слушателям увлекательное путешествие в мир гениального Леонардо да Винчи в связи с празднованием 500-летия со дня его смерти. Французский дирижёр Кристоф Руссе и его ансамбль Les Talents Lyriques с огромным успехом представили оперу Генделя «Юлий Цезарь». Бельгийский дирижёр Рене Якобс и его оркестр B’Rock исполнили две последние симфонии В.А.Моцарта – №40, №41, а также фрагменты из его опер «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро». Аргентинский дирижёр Леонардо Гарсия Аларкон, его ансамбль Capella Mediterranea и Камерный хор Намюра заворожили слушателей феноменальным исполнением оратории М.Фальветти «Всемирный потоп». Филипп Жарусски, прославленный французский контр-тенор, выступил в сопровождении молодых талантов своей Академии: прозвучали сочинения И.С.Баха и А.Вивальди. Ансамбль Spirito и два детских хора Лиона и Пюи-ан-Веле под управлением француженки Николь Корти потрясающе исполнили фрагменты кантат С.И.Баха и «Мизерере» Г.Аллегри. В старинной церкви аббатства Амбронея фестиваль триумфально завершила мировая премьера недавно найденного сочинения Дж.Бонончини «Te Deum»: под управлением итальянского дирижёра Джулио Пранди выступили его Хор и Оркестр Ghislieri. Апофеозом вечера стало грандиозное звучание фрагмента из опуса Б.Галуппи «Dixit Dominus»: он был исполнен «на бис» и при участии сорока певцов и певиц Хора любителей барочного искусства. Концерты фестиваля проходили не только в Амбронее, но и в ряде близлежащих коммун, а также в Лионе и в Бург-ан-Бресе. Мне довелось побывать на шести концертах, состоявшихся в два последних дня фестиваля. Ниже приведен обзор шести исполненных программ.

Выступления молодых ансамблей

На юбилейном фестивале уже шестой раз был организован цикл дневных концертов в рамках международного проекта «EEEMERGING», направленного на поддержку зарождающихся европейских ансамблей, активно популяризирующих старинную музыку. За предыдущие пять лет (2014-2018) в рамках проекта «EEEMERGING» поддержку получили 32 молодых ансамбля, в том числе 371 артист 25-и национальностей. Благодаря Издательству Амбронея талантливые ансамбли имеют возможность выпустить свой первый компакт-диск. Сегодня эту коллекцию составляют уже 11 CD. При поддержке программы Europe Créative проект «EEEMERGING» получит дальнейшее развитие с 1 сентября 2019 года по 28 февраля 2023 года. В реализации этого этапа примут участие 9 респектабельных партнеров. Среди них музыкальные фестивали и центры в Амбронее (Франция), Афинах (Греция), Вроцлаве (Польша), Риге (Латвия), Тороэлла де Монтгри (Испания), Готтингене (Германия), Павие (Италия), Йорке (Великобритания), Опатиже (Хорватия). В рамках данного проекта состоятся 180 концертов, 78 артистических стажировок для молодых европейских ансамблей (24 в год), 4 конкурса (три в Готтингене и один в Йорке), три спектакля (в Йорке и Риге), 4 фестивальных цикла (в Амбронее), два творческих цикла в Европейских академиях Амбронея и Павия.
В нынешнем цикле дневных концертов Фестиваля Амбронея приняли участие 6 молодых ансамблей. Поочередно выступая в уютном зале Монтеверди, они представили результаты артистических стажировок, проведенных в разных музыкальных центрах Европы. В предпоследний день фестиваля, 5 октября, свои программы исполнили 4 ансамбля – Rumorum, Cantoria, Dichos Diabolos, Palisander; 6 октября выступили два ансамбля – La Vaghezza, Concerto di Margherita. По завершении музыкального цикла слушатели, побывавшие на всех шести его концертах, заполнили бюллетени, в которых выразили своё мнение и назвали два наиболее понравившихся ансамбля. В результате обработки бюллетеней был определен лауреат «Приза публики». Он получил 1000 евро от французского банка Caisse d’Epargne Rhône-Alpes – главного спонсора фестиваля.

Испанский ансамбль Dichos Diabolos

 Испанский ансамбль Dichos Diabolos.

Испанский ансамбль Dichos Diabolos.

Молодой коллектив выступил в составе – Белен Вакеро (сопрано), Кристина Альтемир (скрипка), Эмилиано Перез (рожок, блок-флейта), Альфонсо Баррено (фагот), Димитру Киндинис (виола де гамба), Марк Сумси (орган, клавесин). Ансамбль, основанный в Барселоне, изучает исторические формы инструментовки и аранжировки менестрелей XVII века. В 2016 году ансамбль получил Первый приз на Международном конкурсе исполнителей старинной музыки в Тулузе. Два года спустя коллектив был выдвинут в число лучших ансамблей для участия в Международном представлении молодых артистов в Антверпене и выступил на Фестивале старинной музыки в Утрехте и Брюгге. Ансамбль имел артистические стажировки в Павие и на фестивале в Тороэлла де Монтгри, творческие результаты которых теперь представил в Амбронее. В ходе концерта под названием «Nigra Sum» (фраза из Библии) прозвучали сочинения, написанные для монастыря Montserrat во славу Святой Девы Марии. Менестрели шести композиторов XVI-XVII веков пленяли возвышенной поэзией, музыкальной гармонией и колоритной палитрой. Несмотря на некоторую резкость вокала, голос певицы звучал красиво и звонко. Инструментальное сопровождение чаровало мелодическим изяществом и музыкальной кантиленой.

Английский ансамбль Palisander

 Английский ансамбль Palisander.

Английский ансамбль Palisander.

Квартет флейтисток выступил в составе – Лидия Госнелл, Мириам Монаган, Каоимх де Паор, Элспет Робертсон. Выпускницы двух музыкальных колледжей играют вместе на протяжении пяти лет. Недавно став призёром первого Конкурса молодых ансамблей старинной музыки «London International Exhibition of Early Music», квартет флейтисток уже участвовал в разных фестивалях Англии, играл в Японии, России, Израиле и несколько раз во Франции. Его первый альбом «Beware the Spider!» был издан 2017 году и получил высокую оценку журнала «BBC Music Magazine». В 2019 году Ансамбль Palisander присоединился к проекту «EEEMERGING», в рамках которого в апреле месяце стажировался в Collegio Ghislieri в Павие, а в ноябре станет резидентом Культурного центра Амбронея. На фестивале девушки исполнили большую и разнообразную программу под названием «Вояж в Новый Свет». Она включала 10 сочинений, написанных композиторами XVI-XVIII веков – это Диего Ортиз (1510-1570), Томас Таллис (1505-1585), Джон Доуланд (1563-1626), Антони Холборн (1545-1602), Антонио Вивальди (1678-1741), Вильям Бёрд (1543-1623), Хенриш Исаак (1450-1517), Ральф Воуган Уильямс (1872-1958), Тьерри Пеку (?-1965). Прозвучавшие сочинения пленяли красочностью и мелодичностью. В ходе концерта девушки играли на блок-флейтах разной формы и тональности, периодически меняя инструменты. Для каждой музыкальной пьесы они выбирали оптимальное сочетание флейт из расставленной на сцене коллекции, включающей 25 старинных инструментов, один из которых достигал двух метров. Самое удивительное, что на любой флейте девушки играли свободно и виртуозно, причем без нот, так как почти все партитуры они знают наизусть. Выступление оказалось интересным и динамичным, так как между пьесами девушки поочередно зачитывали французский текст, поясняя этапы путешествия к «Новому Свету». В финале концерта Ансамбль Palisander потрясающе исполнил опус современного композитора: девушки не только блистательно играли на флейтах, но и пластически разыграли забавную мизансцену, которую эффектно завершила скульптурная композиция. Публика наградила флейтисток лавиной оваций. Казалось, что «Приз публики» получит Ансамбль Palisander. Однако, к большому сожалению, этого не случилось, несмотря на то, что четыре флейты звучали как один инструмент, чаруя гармонией и красотой, а главное, вдохновенной и экспрессивной интерпретацией великолепной программы.

Ансамбль La Vaghezza

Ансамбль La Vaghezza

Ансамбль La Vaghezza

Коллектив выступил в составе – Сара Кабарзи (скрипка), Майя Кадиш (скрипка), Анастасья Баравьера (виолончель), Джанлюка Геремиа (теорбо), Марко Крозетто (клавесин, орган). Молодой коллектив сформировался в 2015 году в Европейской барочной академии Амбронея. Год спустя ансамбль стал лауреатом Первого приза на Конкурсе Маурицио-Пратола в Акиле и выступил на фестивалях в Брюгге и Утрехте. В 2018 году коллектив стал первым ансамблем, завоевавшим три приза на Конкурсе Генделя в Готтингене, и его концерт на прямую транслировало Радио NDR Германии. В 2017 году Ансамбль La Vaghezza был включён в проект «EEEMERGING» и завоевал «Приз публики» на Фестивале Амбронея. Получая поддержку в рамках проекта «EEEMERGING» на протяжении трёх лет, в нынешнем году ансамбль стажировался в Испании, Италии, Франции, и Хорватии. Его первый компакт-диск будет записан в Амбронее в 2020 году. Коллектив специализируется на исторической интерпретации музыки XVIII века. На концерте Фестиваля Амбронея прозвучала программа под названием «Венеция, дверь Востока». Она включала 6 произведений пяти композиторов эпохи барокко – это Джулио Мюсси (?-1625), Дарио Кастелло (1602-1631), Джованни Баттста Фонтана (1589-1630), Джованни Пиччи (1571-1643), Джованни Легрензи (1626-1690). Прекрасно составленная программа отражала богатство и великолепие музыкального стиля барокко. Наиболее сильное впечатление на меня произвела «Соната Сеттима» Дж.Б.Фонтана. Исполненная на едином дыхании и необычайно экспрессивно, она завораживала лучезарной красотой и божественной магией, изысканной гармонией и лирической идиллией. В следующем году «Соната Сеттима» будет записана на CD в интерпретации Ансамбля La Vaghezza. В ходе концерта музыканты продемонстрировали своё высокое исполнительское мастерство. Особенно ярко блистала своим дарованием скрипачка Майя Кадиш: она восхищала искромётной виртуозностью и экспрессией. Талантливая скрипачка своей мощной энергетикой зажигала и вдохновляла коллег. Майя – явный лидер ансамбля, но она ни в коей мере не нарушала его звукового баланса и музыкальной гармонии. Справедливости ради, нужно высказать лучшие комплименты каждому участнику ансамбля, так как все они, несмотря не молодость, являются музыкантами высокого класса. Выступление Ансамбля La Vaghezza произвело на меня сильное впечатление: я полагал, что именно он и получит уже во второй раз «Приз публики» на Фестивале Амбронея. К большому сожалению, этого не случилось.

Итальянский ансамбль Concerto di Margherita

Итальянский ансамбль Concerto di Margherita.

Итальянский ансамбль Concerto di Margherita.

Вокально-инструментальный ансамбль выступил в составе – Франческа Бенетти (теорбо), Таня Вогрин (арфа), Джованна Бовьера (виола де гамба), Руи Стозелин (лютня), Рикардо Лейтао Педро (гитара). Все 5 музыкантов не только прекрасно играют на старинных инструментах, но и великолепно поют. Ансамбль был создан в 2014 году. Три года спустя он был включён в проект «EEEMERGING», в рамках которого состоялись его стажировки в Словении, Франции и Великобритании. В октябре 2017 года Ансамбль Concerto di Margherita успешно выступил на Фестивале Амбронея и получил продление ещё на год его участия в проекте «EEEMERGING». Это позволило коллективу стать резидентом Культурного центра Амбронея в июле 2018 года. Недавно состоялись концерты ансамбля на разных фестивалях и в двух исторических центрах Италии. В нынешнем году Ансамбль Concerto di Margherita, являясь участником проекта «EEEMERGING», выступил на Фестивале Амбронея и представил программу под названием «Aura Soave» – «Учтивая аура». Красивую панораму музыки и вокала составили 13 песен и мадригалов, написанных итальянскими композиторами в эпоху ренессанса и начало барокко. Они звучали гармонично и красочно, пленяя прекрасными мелодиями и поэтическими текстами. Одаренные музыканты и певцы блистательно продемонстрировали свое высокое исполнительское мастерство. Каждый мадригал чаровал вокальным и музыкальным великолепием, красотой и богатством инструментальных и голосовых вариаций. Ансамбль изящно и одухотворённо представил редко звучащие мадригалы, пленяя изысканной интерпретацией и тончайшей нюансировкой. Артисты исполняли программу в разном вокальном и инструментальном сочетании, но каждое из них вызывало восхищение. Некоторые мадригалы предстали à capela. Следует назвать вокальную тесситуру участников чудесного ансамбля: Ф.Бенетти – драматическое сопрано, Т.Вогрин – экспрессивное сопрано, Дж.Бовьера – лирическое сопрано, Р.Стозелин – баринон-бас, Р.Л.Педро – лирический тенор. Наиболее впечатляюще прозвучал последний мадригал «O Primavera giovenu dell’anno» Жьяша де Верта (? – 1596). Написанный для пяти голосов, он восхищал вокальной полифонией и музыкальной кантиленой. Тщательно отточенное исполнение большой и сложной программы получило высокую оценку публики. Слушатели устроили артистам долгие и бурные овации, что с полной уверенностью можно было принять за негласное объявление нового лауреата «Приза публики».

Ален Брюне о 40-летней истории фестиваля

5 октября в зале Монтеверди состоялась чрезвычайно интересная встреча публики с А.Брюне. В течение 30-и лет он был директором фестиваля, а с 2014 года является его президентом. А.Брюне – это яркая личность с огромным творческим потенциалом. Благодаря энергичным и плодотворным усилиям Алена, фестиваль достиг феноменального расцвета. Вот почему на эту встречу собрались давние и преданные почитатели фестиваля. В свободной, искренней и обстоятельной беседе Брюне с присущим ему юмором подробно рассказал о главных этапах развития и важных событиях фестиваля, многие из которых получали впечатляющую фото- и видео-иллюстрацию.

Встреча публики с А.Брюне в зале Монтеверди.

Встреча публики с А.Брюне в зале Монтеверди.

«Амброней – это история любви людей и музыки» – сказал Брюне. История фестиваля началась в 1980 году: 12 сентября в быстро отреставрированной церкви аббатства Амбронея состоялся первый концерт, в ходе которого Камерный оркестр Тулузы исполнил произведения Шуберта. Однако вскоре стало ясно, что церковная акустика не столь приемлема для симфонической музыки, сколько для сочинений эпохи барокко. В 1983 году в Амбронее прошёл первый концерт барочной музыки. В следующем сезоне фестиваля приняли участие ансамбль Les Arts Florissants и его руководитель Уильям Кристи. Он стал другом фестиваля. Это было время ренессанса музыки барокко во Франции, поэтому в Амброней стали приезжать известные её пропагандисты. Одним из первых был Жорди Саваль. У фестиваля не было бюджета и субсидий, зато была большая дружба со многими музыкантами, а главное, бескорыстная помощь со стороны бесчисленных волонтеров. Брюне рассказал о его смелом, но неудачном эксперименте, который он осуществил вместе с аргентинским дирижером Габриэлем Гарридо в 1997 году. Восхищенный барочными спектаклями, молодой директор фестиваля решил возродить в Амбронее «Комический балет королевы» Бальтазара де Божуаё – первый во Франции танцевальный спектакль, который был показан 15 октября 1581 года в Малом Бургундском дворце Парижа. В Амбронее эта постановка потребовала много денег и повергла Броне в долги.
Важнейшим событием в истории фестиваля стало создание в 1984 году Европейской барочная академии. В первые годы её возглавлял Ж.Саваль. В академии активно и плодотворно работали известные музыканты и прежде всего Уильям Кристи, Кристоф Руссе, Леонардо Гарсия Аларкон. Инициатором этого масштабного проекта и творцом крупнейшего в мире музыкального центра был Бруне. Он рассказал множество интересных историй о своём великом детище, которое сегодня является не только гордостью, но и славой Амбронея. Европейская барочная академия ежегодно собирает молодых и одаренных музыкантов со всего мира. Благодаря международному сотрудничеству академии со многими барочными центрами Европы, сегодня непрерывно и плодотворно идёт подготовка высококвалифицированных музыкантов, а также эффективное развитие барочного искусства.

 Л.Г.Аларкон  и А.Брюне на встрече с публикой.

Л.Г.Аларкон и А.Брюне на встрече с публикой.

Брюне подробно рассказал о своём главном достижении – создании в 2003 году Центра культуры Амбронея, получившем солидное финансирование как со стороны руководства департамента, так и со стороны правительства Франции. Это позволило фестивалю обрести прочную финансовою базу для реализации многочисленных проектов. В частности, в 2005 году на территории аббатства Амбронея было построено шапито, в котором стали проходить концерты оральной и традиционной музыки, что значительно расширило диапазон фестиваля и его аудиторию. В 2014 году по инициативе Брюне на фестивале началась реализация международного проекта «EEEMERGING», направленного на оказание поддержки молодым европейским ансамблям. В заключении обзора истории Фестиваля Амбронея Брюне назвал его итоги в цифрах: за 40 лет состоялось 1 200 концертов (при непрерывном проведении они длились бы два месяца); в концертах приняли участие 15 000 артистов, знаменитости выступали в нескольких сезонах. Многотысячная публика фестиваля смогла познакомится с творчеством десяти современных композиторов – гостей Амбронея. В частности, ливанец Зад Мультака написал по заказу фестиваля «Страсти по Марии». После мировой премьеры этой оратории её исполняли здесь несколько раз. Сегодня фестивалю активно помогают 100 местных волонтеров.
В этой встрече публики с Брюне принял участие дирижер Л.Г.Аларкон. Он в свою очередь рассказал о его первом появлении на фестивале в 1997 году и дальнейших многочисленных выступлениях. В заключении Аларкон сказал: «Амброней – это место магическое. Это интимное пространство с великой акустической щедростью. Лично для меня Амброей – это уникальная возможность встречи с огромным числом музыкантов. Здесь встречаются ансамбли, которые без помощи Амбронея никогда бы не пересеклись. Благодаря мудрому программированию фестиваля на его концертах я услышал произведения, которые плохо знал или никогда не слышал. Наконец, Амброней помог мне полноценно раскрыть собственные педагогические способности в рамках Европейской барочной академии. Она предоставляет молодому музыканту все необходимые средства для успешного начала карьеры».

«Всемирный потоп» – возрождённая оратория М.Фальветти

Итальянский композитор Микельанджело Фальветти (1642-1692) является автором ряда религиозных и светских произведений. Они были написаны, главным образом, в Палермо и Мессине (Сицилия). В 2001 году в Палермо аргентинский дирижёр Л.Г.Аларкон получил от тенора Венченцо Ди Бетта партитуру оратории М.Фальветти «Всемирный потоп», которая хранилась в библиотеке Университета Мессины. Этот «диалог пяти голосов и пяти музыкантов» композитор сочинил на либретто Винченцо Джиаттини (1630-1697). «Всемирный потоп» впервые был исполнен в 1682 году в Мессине. Успех оказался столь высоким, что Фальветти получил должность руководителя капеллы собора.
Оратория является единственным сочинением большого масштаба, родившееся в Мессине в XVII веке. Основу произведения составляет одноименное библейское повествование из старого завета. Однако оратория всё-таки имеет атипичный сюжет – это отношения между человеком и высшими сферами мироздания. Всемогущего Бога олицетворяет настоящий персонаж, и он похож на античного Юпитера. Но это мстительный Бог; он наказывает человечество за грехи и в то же время его очищает от них.
Оратория состоит из четырёх частей: «На небе», «На земле», «Потоп», «На ковчеге Ноя». По мнению музыковеда Фабрицио Лонго оратория является типичным произведением контрреформации XVII века, объединившем светский театр и католическую проповедь. В первой части Божественное правосудие призывает четыре стихии – Воду, Воздух, Землю и Огонь, наказать человечество за его безбожие. Стихии откликаются на призыв и готовы подчиниться. Во второй части Ной и его жена Рада обсуждают предстоящий катаклизм. Их дуэт более похож на номер оперы, чем оратории. Хотя Ной и готов принять божественное наказание, он всё-таки просит Бога оказать милосердие. Но Бог не принимает его просьбу и вершит потоп. Третья часть является самой драматической и необычайно театральной. Она имеет музыкальные эффекты, которые позволяют слушателю ощутить бурлящие потоки воды, страдальческие крики тонущего человечества и радостное пение Смерти. В последней песни Смерти чувствуется влияние популярной музыки Италии: звучит радостная Тарантелла и под её ритмы весело пляшет Смерть. В четвертой части Ной и Рада стараются успокоить Бога, чтобы он смягчил свой гнев. Атмосфера разряжается, и персонажи воодушевляются появлением лучезарной радуги, как знака новой дружбы Бога и человечества. В финале патетически звучит хор, празднуя окончание потопа.
Поэтический текст оратории – одновременно реалистический и метафорический, а музыкальная партитура – типичная для эпохи барокко, однако очень театральная. Партитура имеет некоторые отличия от либретто. Хотя на титульном листе написано, что оратория – это «диалог пяти голосов и пяти инструментов», на самом деле для исполнения требуется семь голосов солистов, пять голосов хористов и не менее шести инструменталистов. В своём произведении Фальветти придал хору важную функцию, особенно в третьей части. Композитор использовал хор для развития наиболее драматических пассажей.
Возрождение оратории Фальветти состоялось в 2010 году на Фестивале Амбронея: её исполнили Капелла Mediterranea и Камерный хор Намюра под управлением Л.Г.Аларкона. Годом позже «Всемирный потоп» прозвучал здесь в том же исполнении, и его запись вышла в Издательстве Амбронея. Компакт-дист получил широкую популярность – продано уже 13 000 CD. Теперь оратория Фальветти украсила программу юбилейного Фестиваля Амбронея.

 Аргентинский дирижёр Л.Г.Аларкон.

Аргентинский дирижёр Л.Г.Аларкон.

Леонардо Гарсия Аларкон родился в 1976 году и обучался игре на фортепиано в Аргентине. В 1997 году переехал в Европу и стал заниматься по классу клавесина в Консерватории Женевы. Играл в Ансамбле Elyma, был ассистентом Габриэля Гарридо, с которым появился в Амбронее (2006), и его заметил А.Брюне. В 2005 году Л.Г.Аларкон основал Капеллу Mediterranea, год спустя начал сотрудничать с Центром культуры Амбронея. Как клавесинист и дирижер Аларкон выступает на фестивалях, в крупнейших залах и театрах всего мира, в частности, в Англии, Аргентине, Германии, Италии, Монако, Нидерландах, Португалии, Франции. В 2010 году он стал артистическим директором Камерного хора Намюра, знакомство с которым состоялось в Амбронее. В 2017 хор отметил свое 30-летие и 20-летиие сотрудничества с Фестивалем Амбронея. В 2015 году Аларкон основал Millenium Orchestra. В 2012 и 2013 годы он возглавлял Европейскую барочную академию в Амбронее. После четырёх лет сотрудничества с Центром культуры Амбронея музыкант является его резидентом с 2014 года. В 2012 году Аларкон стал лауреатом Большого приза Антуана Ливио, который ежегодно вручается ярким талантам Международной ассоциацией музыкальных критиков (Париж).
В оперном репертуаре Аларкон, его Капелла Mediterranea и Камерный хор Намюра обрели первый успех в 2013 году на Фестивале Экс-ан-Прванса, где была возрождена опера Ф.Кавалли «Елена». В начале 2016 года они участвовали в исполнении оперы Генделя «Альчина» в Большом театре Женевы, затем двух оперных произведений С.Дурона в мадридском Театре Сарсуэла. В репертуаре Аларкона и двух его коллективов важное место занимают оперы Кавалли. В сентябре – октябре 2016 года оба коллектива участвовали в представлениях «Гелиогабала» в Парижской национальной опере, в феврале 2017 года – «Ясона» в Большом театре Женевы, в июле – «Эрисмены» в Экс-ан-Првансе. В октябре того же года «Гелиогабал» был показан в Амстердаме. После шести представлений «Орфея» в Европе опера Монтеверди была исполнена в ноябре 2017 года в Буэнос-Айресе, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Затем «Орфей» прозвучал в Амбронее. В прошлом году в Дижоне Аларкон возглавил возрождение опер «Притворная сумасшедшая» Ф.Сакрати и «Прометей» А.Драги. В нынешнем году (27 сентября – 15 октября) в связи с 350-летием Парижской оперы на её сцене на площади Бастилии предстали «Галантные Индии» Ж.Б.Рамо: в исполнении четырёхчасового спектакля участвовали Капелла Mediterranea и Камерный хор Намюра под управлением Аларкона. Богатая дискография музыканта включает 15 CD, качество которых высоко оценено критиками. Издательство Амбронея выпустило 11 CD с записью барочных произведений, исполняемых под управлением Аларкона. В их числе оратория Фальветти «Набукко», записанная в 2013 году.
«Всемирный потоп» прозвучал 5 октября в церкви аббатства. Ораторию исполнили Капелла Mediterranea и Камерный хор Намюра под управлением Аларкона, а также солисты: Мариана Флорес (сопрано), Валерио Контальдо (тенор), Маттео Беллотто (бас), Жюли Розет (сопрано), Каролин Вейнантс (сопрано), Кристофер Лоурей и Фабиан Шофрин (контртенор). Для усиления визуального впечатления, учитывая театральность произведения, интерьер церкви имел эффектное освещение, причём его цветовая окраска периодически менялась в зависимости от эмоционального настроя звучащей части оратории и её драматургии. «Всемирный потоп» предстал превосходно. Исполнители проявили свои лучшие способности и блистательно продемонстрировали своё высочайшее мастерство.

Под управлением Л.Г.Аларкона звучит оратория «Всемирный потоп».

Под управлением Л.Г.Аларкона звучит оратория «Всемирный потоп».

Талантливый дирижер не только объединил многочисленных участников уникального музыкально-вокального события, но и вдохновил их на глубокое и проникновенное исполнение оратории. При этом весь большой коллектив певцов и музыкантов слился в один живой организм, наделённый единым дыханием и мышлением. Идеальная гармония вокала и музыки создавала пленительную кантилену и производила сильное впечатление. Широкий вокально-музыкальный поток развивался неспешно и величаво под блистательным управлением Аларкона. Он дирижировал точно и экспрессивно. Пластика тела и движения рук генерировали лучезарные флюиды, которыми он завораживал не только исполнителей оратории, но и всех её слушателей. Самое удивительное состояло в том, что певцы и музыканты, чутко следуя за дирижером, все-таки имели свободу для интерпретации своих партий. Наиболее отчётливо это проявлялось в пении солистов. Ораторию открыл большой монолог Божественного правосудия. Его превосходно исполнил К.Лоурей. Дивный голос певца струился радужно и экспрессивно, чаруя виртуозной техникой и тончайшей нюансировкой. Стройная и очаровательная М.Флорез, щедро одаренная ярким красивым голосом, одухотворенно и прочувственно пела партию Рады, преданной и любящей жены Ноя. Последний дуэт супругов звучал необычайно трогательно и проникновенно. Партию библейского героя великолепно пел В.Контальдо, пленяя богатым и сильным голосом. М.Белотто был убедителен в образе Бога: певец впечатлял выразительными интонациями и акцентами, правда, на низких регистрах его голос звучал не вполне стабильно. Ж.Розет, исполнявшая партию Воды, демонстрировала мягкое, пластичное пение. В третьей части оратории обворожительно звучал богатый и широкий голос К.Вейнантс, выступившей в образе Человеческой природы. Певица феноменально спела большую арию под изысканное сопровождение оркестра: своим чудесным вокалом с чувственными интонациями, она парализовала дыхание слушателей. Интересным и динамичным было выступление Смерти. Этот образ убедительно воплотил Ф.Шофрин. Одетый в чёрную рясу и держа острую косу, певец с белым макияжем тайно появился в глубине церкви, освещенной в красный цвет. Выйдя на помост перед алтарём, он начала петь коварные песни, весело приплясывая и ритмично постукивая в бубен. Партия Смерти достаточно сложная: хотя она написана для контртенора, но исполняется в широком диапазоне регистров и в обостренной манере. Шофрин успешно воплотил образ Смерти, правда, он пел и плясал несколько вяло, но это обогащало облик персонажа. Его дополняла также жестикуляция и мимика артиста. В финале оратории в сопровождении оркестра потрясающе прозвучало дивное сопрановое трио. Его изумительно исполнили Флорез, Розет и Вейнантс, чаруя богатством и красотой вокальных красок каждой участницы трио.

Л.Г.Аларкон (в центре) среди солистов: М.Флорес (слева), Каролин Вейнантс (справа)

Л.Г.Аларкон (в центре) среди солистов: М.Флорес (слева), Каролин Вейнантс (справа)

Важный вклад в музыкальную трактовку «Всемирного потопа» внес иранец Кейван Шемирани, играющий на ударных инструментах. Ранее он уже выступал на Фестивале Амбронея в трио вместе со своим отцом и братом. Теперь уникальный виртуоз зажигательно отстукивал своими ловкими пальцами по большому глиняному кувшину, издавая звонкие и ритмичные звуки восточного колорита. Экзотические трели Шемирани струились в сопровождении оркестра и вызывали истинное восхищение. Высших похвал заслуживает Камерный хор Намюра. Высокопрофессиональный коллектив восхищал красочным и гармоничным звучанием. Самые лучшие комплименты следует адресовать музыкантам Капеллы Mediterranea. Они пленяли совершенной техникой и экспрессивной манерой звукоизвлечения, что наполняло барочную музыку живым дыханием и ярким драматизмом. Под вдохновенным и филигранным управлением Аларкона «Всемирный потоп» произвёл грандиозное впечатление. Публика, стоя, долгого и горячо аплодировала всем исполнителям прекрасного произведения. Овациям, казалось, не будет конца… «На бис» три сопрано – Флорез, Розет, Вейнантс, обворожительно спели самый красивый номер оратории, которым триумфально завершили незабываемый вечер.

Заключительный концерт – апофеоз юбилейного фестиваля

Для завершения 40-го сезона фестиваля 6 октября в старинной церкви аббатства Амбронея состоялся потрясающий концерт, в котором выступил Хор и Оркестр Ghisliri – самый авторитетный итальянский коллектив. Его создал и уже 16 лет возглавляет талантливый дирижёр Джулио Пранди. Он родился в 1977 году, обучался композиции и дирижированию в Миланской консерватории. Благодаря высокому мастерству Дж.Пранди, Хор и Оркестр Ghisliri достигли репутации одного из наиболее престижных ансамблей итальянского барокко. Высокопрофессиональный коллектив является постоянным резидентом Collegio Chislieri в Павие и регулярно участвует в знаменитых фестиваля Италии и Европы, проходящих, в частности, в Ла Шез-Дьё, Безансоне, Понтуазе, Бухаресте, Утрехте, Антверпене. Пытливый дирижёр постоянно расширяет репертуар своего коллектива, предлагая ему редко исполняемые или забытые произведения из итальянской религиозной музыки XVIII века. В то же время Пранди успешно работает и в современном репертуаре, сотрудничая с группой солистов Миланского театра Ла Скала и композитором Фабио Ваччи. В прошлом году Хор и Оркестр Ghisliri под управлением Пранди впервые выступили в залах Концертгебау Амстердама и Берлинской филармонии, а в издательстве Arcana-Outhere вышел их новый альбом, в который вошли записи произведений Дж.Б.Перголези – редко звучащая Месса ре мажор и до сих пор неизвестный опус «Mottetone Dignas laudes resonemus».

14. Итальянский дирижёр Дж.Пранд.

Итальянский дирижёр Дж.Пранди.

Для заключительного концерта Фестиваля Амбронея дирижёр подготовил со своим коллективом роскошную программу. В неё вошли «Коронационные гимны» Генделя и недавно найденный «Te Deum» Дж.Бонончини; его исполнение стало мировой премьерой. Объединение музыки двух великих композиторов в одной программе – идея не только очень интересная, но и вполне оправданная. Тому есть важные причины. Гендель, родившийся в Германии и начавший карьеру композитора в Италии, в 1711 году обосновался в Лондоне. В 1719 году он возглавил Королевскую академию музыки, в которую вскоре, благодаря протекции семьи Стюартов, был ангажирован итальянский композитор Бонончини. Его оперы имели огромный успех и тем самым составляли серьёзную конкуренцию произведениям Генделя, которому покровительствовала королевская семья. В 1731 году Бонончини, дискредитированный в плагиате, был вынужден уехать во Францию, что позволило Генделю значительно укрепить свои позиции в британском музыкальном мире. Волне естественно, что именно Гендель получил заказ на сочинение четырёх Гимнов для коронации Георга II, которая состоялась 22 октября 1727 года в Вестминстерском аббатстве. Правда, церемония получилась хаотической.
На юбилейном концерте Фестиваля Амбронея «Коронационные гимны» Генделя предварял «Te Deum» Бонончини. Родившийся в Модене (1670) и успешно работавший в Вене, Лондоне, Париже, Мадриде и Лиссабоне, композитор умер в столице Габсбургов (1747) в безвестности. Но он оставил огромное творческое наследие: 60 сценический произведений, в том числе 40 опер, свыше 250-и сольных кантат, почти 90 симфоний, множество концертов, сонат, инструментальных и вокальных сочинений. Его музыка довольно проста, хотя имеет черты «галантного стиля», а оперные арии отмечены изяществом и выразительностью. Последним сочинением композитора стал величественный «Te Deum», который он написал по заказу австрийской императрицы Марии-Терезы. «Te Deum» прозвучал 15 февраля 1741 года. После смерти Бонончини его сочинение было исполнено в 1748 году при праздновании мирного договора, заключённого в Ахене, затем в разных городах Европы, о чем свидетельствует копия рукописи партитуры, найденная в Лондоне.
Таким образом, произведения Генделя и Бонончини, которые Пранди выбрал для заключительного концерта Фестиваля Амбронея, составили впечатляющую панораму религиозной музыки первой половины XVIII века. Крайне важно, что эта музыка деликатно гармонировала с готической архитектурой аббатской церкви Амбронея. Нужно сказать, что по ходу концерта, благодаря осветительной технике, светлый интерьер церкви периодически менял свою цветовую окраску, что усиливало впечатление от звучащей музыки. Желающие услышать и увидеть это уникальное пиршество музыки и пения, могут воспользоваться теле-записью концерта: она размещена в Интернете на портале France.tv.
В исполнении программы приняли участие замечательные солисты – шотландка Рашель Редмонд (сопрано), итальянка Марта Фюмагалли (альт), итальянец Рафаэль Джордани (тенор), итальянец Матео Бенлотто (бас). Все они имеют большой опыт выступлений с известными дирижерами на крупных фестивалях и оперных сценах.

«Te Deum» Дж.Бонончини 

Под управлением Дж.Пранди звучит «Te Deum».

Под управлением Дж.Пранди звучит «Te Deum».

Старинный христианский гимн благодарения и восхваления Бога прозвучал величественно. Благодаря бархатному тембру медных инструментов, оркестр пленял тёплой и богатой красочностью; хор впечатлял хорошим балансом и полифонией. Талантливый дирижер искусно управлял оркестром, хором и солистами. Маэстро завораживал выразительной пластикой и точной жестикуляцией: тонкие, длинные и чувственные кисти Пранди вдохновенно и грациозно парили, излучая музыкальные флюиды и получая адекватную отдачу от каждого исполнителя. Между дирижером, солистами, хором и оркестром царила не только творческая взаимосвязь, но и полная гармония, что в итоге позволило великолепно представить программу концерта. Он шел по нарастающей. «Te Deum» Бонончини украшали разнохарактерные арии, дуэты и трио: солисты демонстрировали свои вокальные достоинства, а также исполнительское мастерство. Наиболее ярко и красочно звучал роскошный голос М.Фюмагалли, особенно на низких регистрах. Её пение пленяло тончайшей нюансировкой, богатой экспрессией и широким дыханием. «Te Deum» завершило патетическое звучание хора, оркестра и органа. Финал гимна украшали торжественные звуки медных инструментов и возвышенное пение Р.Редмонд. Её светлый звонкий голос, благодаря церковной акустике, струился необычайно красиво и лучезарно.

«Коронационные гимны» Генделя 

Для заключительного концерта в Амбронее дирижёр выбрал три гимна из четырех написанных – это «My Heart is Inditing», «Zadok the Priest», «The King Shall Rejoice». Каждый из них включал прелестные мелодии и разнохарактерные темы. Хор и оркестр звучали на едином дыхании, пленяя изяществом гармонии и богатством нюансировки. Однако при исполнении первого гимна иногда все-таки ощущался некий дефицит энергии, экспрессии и контрастов. Драматургическую основу произведения составляет праздничная феерия музыкального прославления. Величественные темы получают яркое и масштабное воплощение в широком и мощном звучании хора и оркестра, в котором победоносно восклицают медные инструменты, усиливая полифонию ансамбля, придавая ему жизнеутверждающую силу. Музыкальное полотно украшают светлые и радостные темы. Они проистекают возвышенно и одухотворённо в исполнении всего вокально-инструментального ансамбля под изящным и магическим управлением дирижера. Вокальная и оркестровая полифония развивается и разрастается. В динамичном звучании хора и оркестра появляются нежные мелодические темы с красочной палитрой и светлым звучанием группы сопрано. В последнем гимне бурно разрастается торжественная тема «Аллилуйя»: она предстаёт в разных эффектных вариациях. Триумфальный финал прозвучал превосходно. Он произвёл потрясающее впечатление и вызвал шквал оваций.

С участием Хора любителей звучит фрагмент «Dixit Dominus».

С участием Хора любителей звучит фрагмент «Dixit Dominus».

Но его прервал дирижер: он обратился к публике с небольшой речью, в которой поздравил фестиваль с юбилеем и выразил его президенту А.Брюне своё глубокое почтение. Вскоре к Хору и Оркестру Ghislieri присоединились 40 певцов и певиц Хора любителей барочного искусства. Огромный коллектив под управлением Пранди превосходно исполнил в честь 40-летия фестиваля трёхминутный фрагмент из религиозного сочинения Б.Галуппи «Dixit Dominus». Необычайно интересное произведение всецело захватило слушателей вокально-музыкальной патетикой, получившей праздничный настрой благодаря экспрессии и энергии певцов и музыкантов. Концертное исполнение опуса Галуппи позволило Хору любителей продемонстрировать своё высокое мастерство и редкостную гармони. Грандиозное и лучезарное звучание «Dixit Dominus» стало апофеозом заключительного вечера и юбилейного Фестиваля Амбронея! Публика устроила исполнителям бурные и нескончаемые овации. Отвечая на столь восторженный приём, дирижер вновь возглавил огромный коллектив, и он исполнил «на бис» патетический финал опуса, что вызвало всеобщее ликование!

Crédits photos : Bertrand PICHENE – CCR Ambronay, Victor IGNATOV