БЕНДЖАМЕН МИЛЬПЬЕ: ГАСТРОЛИ НАКАНУНЕ ДИРЕКТОРСТВА В ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЕ
08/03/2014 – Виктор Игнатов
В нынешнем сезоне, будучи резидентом Théâtre Musical de Châtelet, Б.Мильпье, французский танцовщик и хореограф, получил почетную привилегию во второй раз показать здесь свою труппу Los Angeles Dance Project. С 5 по 9 марта 8 артистов труппы и два приглашенных солиста исполнили в одной программе пьесы четырех хореографов, включая самого Б.Мильпье.
Через три месяца в Парижской опере состоится мировая премьера балета «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля в постановке Б.Мильпье, в сентябре он станет директором балетной труппы знаменитого театра. В связи с этим нынешние гастроли труппы Б.Мильпье оказались важным тестом на творческую зрелость 36-летнего хореографа. Впечатления от показанной программы – противоречивые.
Родился 10 июня 1977 в Бордо. Начал танцевать в 8 лет благодаря своей матери, Катарине Флори, преподававшей современный танец. С 13 лет учился в Лионской консерватории. В 1993 году был принят в Школу американского балета в Нью-Йорке; в 17 лет исполнил главную партию в ученическом спектакле в постановке Джерома Роббинса и завоевал Приз Лозанны. По окончании Школы был зачислен в кордебалет Городского балета Нью-Йорка, в 2001 году получил звание этуали. Танцевал в постановках Дж.Роббинса, Дж.Баланчина, П.Мартинса, К.Уилдона. А.Прельжокажа, М.Бигонзетти, Б.Эйфмана, А.Ратманского.
С 1994 года – художественный руководитель Балетного центра Марка Мориса в Бруклине. В 2001 году состоялся хореографический дебют Б.Мильпье. В следующем году он создал ансамбль Dances Concertantes для гастрольного показа пьес классического репертуара. С 2006 по 2007 год был хореографом-резидентом в Центре искусств М.Барышникова, для которого поставил соло «Years Later». В 2010 году выступил как хореограф, актер и консультант на съемках триллера Д.Аронофски «Черный лебедь», награжденного Оскаром. В 2011 году Б.Мильпье закончил артистическую карьеру. В 2013 году основал коллектив артистов Amoveo для работы в обрасти цифровых медиа, кино и телевидения.
В 2012 году Б.Мильпье создал свою труппу Los Angeles Dance Project, которая в сентябре дала первое представления на сцене Los Angeles Music Center’s Walt Disney Concert Hall и показала его пьесу «Moving Parts». В мае 2013 года труппа впервые выступила на сцене парижского театра Châtelet, где состоялась мировая премьера пьесы «Reflections» в постановке Б.Мильпье. В сентябре этого года он станет новым директором балета Парижской оперы и продолжит руководство своей труппой. Б.Мильпье активно сотрудничает с известными деятелями искусств, его постановки вошли в репертуар крупнейших трупп мира. Среди них – Городской балет Нью-Йорка, Парижская опера, Американский театра балета, Мариинский театр, Лионская опера, Нидерландский национальный балет, Большой театр Женевы, Пенсильванский балет, Королевский новозеландский балет. В 2010 году во Франции Б.Мильпье был награжден кавалерским Орденом искусств и литературы.
«Morgan’s last chug»
Гастрольную программу Los Angeles Dance Project №2 открыла пьеса, премьера которой состоялась 17 сентября 2013 года в Лионском Доме Танца. Это авторское произведение: хореография, звук, свет и костюмы являются творением Эманюэля Гата. Он родился в Израиле в 1969 году. В 23-летнем возрасте вошел в мир танца; в 1994 году поставил первое соло; в 2004 году создал свою труппу, с которой в 2007 году обосновался в Istres на юге Франции, где плодотворно и успешно работает с артистами разных национальностей. В последнее время творчество Э.Гата получило широкий резонанс как во Франции, так и на международной сцене. Хореограф много ставит по приглашению престижных трупп. Его постановки вошли в репертуар Парижской оперы, Королевского шведского балета, Марсельского балета, Рейнский балета, Бременского танцевального театра, Сиднейской труппы танца и других.
Э.Гат – по образованию музыкант: он обучался в Академии Тель-Авива и хотел сталь дирижером. Поэтому Эманюэль всегда чрезвычайно серьезно и тщательно занимается как выбором музыки, так и составлением звуковой фонограммы. При постановке пьесы «Morgan’s last chug» он использовал произведения двух великих композиторов и английского драматурга: Й.С.Бах – Французская сюита №1 ре минор, BWV 812, в исполнении Глена Гульда; Г.Пёрселл – «Траурная музыка для королевы Марии» в исполнении Taverner Consort & Players, дирижер – Андреу Парротт; С.Бекетт – текст «Krapp’s Last Nape» («Последняя лента Крэппа») в исполнении Джима Нортона.
Подробный перечень произведений, звучащих на фонограмме, очень важен для понимания идей хореографа, однако танцевальная композиция пьесы предельно абстрактна. ««Morgan’s last chug» – это этюд на раздробленное время – пояснил Э.Гат. – Это многомерный взгляд на время, которое протекает через призму хореографии и звуковую среду, через непрерывающуюся череду вариаций, которые используют разные модальности композиций, связанных со временем. Артисты исследуют танец как музыкальную партитуру, выделяя временные аспекты и их механизмы. Обворожительный монолог Бекетта, фрагмент из его пьесы «Krapp’s Last Nape» («Последняя лента Крэппа»), который является театральным контрапунктом между представлением на сцене и звуковой записью, подчеркивает самыми разными способами – каким образом человеческий опыт пополняется и становится рельефным во времени, которое протекает».«Morgan’s last chug» отражает сложные, интересные и загадочные взаимоотношения между пятью артистами, которые, оказавшись вместе, динамично движутся, периодически замирают, открывая и развивая удивительные формы для передвижения и фиксации тела в пространстве. В этом театральном лабиринте красоты и тайны артисты, одетые в простые и разноцветные костюмы, завораживают и восхищают танцевальной лексикой, искусно сотканной из причудливых па и жестов. От обилия новаций, поистине, кружится голова; порой кажется что танцы исполняют инопланетяне. Действительно, эта пьеса является творением необычайно талантливого хореографа, щедро наделенного неординарным мышлением и феноменальной фантазией. Чтобы проиллюстрировать своеобразие творческой концепции Э.Гата, прокомментирую лишь световое и звуковое оформление показанной пьесы. Представление проистекает на черной сумрачной сцене: освещается лишь её средняя часть, причем интенсивность монохроматического света периодически падает и постепенно возрастает, как бы в соответствии с космическими циклами, что придает сценическому пространству характер вечности, которая как бы вступает в гармонию с музыкой, доносящейся из далека, создавая потусторонний фон, а не основу для развития танцев. Э.Гат не ставит пьесы на музыку. Он сочиняет пластические связи и находит свою собственную музыку в диалоге тел.
«Peripheral Stream»
По заказу труппы эту пьесу поставил японец Хироаки Умеда. Её мировая премьера состоялась во время нынешних гастролей в Париже. Х.Умеда родился в 1977 году и сейчас живет в Токио. Он обучался фотографии, в 20 лет решил посвятить себя танцу. В 2000 году создал свою труппу и начал ставить пьесы. Некоторые его соло были показаны на фестивалях в разных странах, в том числе и во Франции. В 2008 году стал работать над коллективными проектами, то есть ставить не только соло для себя, но пьесы для других танцовщиков, а также создавать к своим постановкам звуковые и видеографические инсталляции. Х.Умеда является творцом многоплановым – более визуальным, чем просто хореограф. Его 18-минутная пьеса «Peripheral Stream» предстала как компьютерное шоу с участием четырех артистов: одетые в черные безликие костюмы, они проделывали нехитрые пластические вариации и танцевальные движения на фоне огромного экрана, на котором проектировали очень эффектные видео-инсталляции, созданные с помощью компьютерной графики. На экране появлялись черно-белые композиции, сформированные то из вертикальных и наклонных линий, то из подвижных плоскостей сетки с фрагментарной деформацией. Видео-проекции динамично сменяли друг-друга, однако причудливые рисунки настолько захватывали внимание, что танцовщики были почти не заметны: их танцы выглядели банально, к тому же масштабное черно-белое видео просто-напросто «съедало» черные фигуры артистов.Компьютерная графика, составившая авангардную сценографию пьесы, потребовала адекватного звукового оформления. Однако все действо шло под фонограмму сумасбродной смеси разного рода скрежетов, бестолково составленной без какой-либо концепции и структуры. Казалось, что эту мешанину, достаточно контрастную и раздражающую, сотворил дилетант, не понимающий смысла ни танцевального, ни театрального искусства. Фонограмм вызывала лишь раздражение и головную боль. Кошмар, да и только. Но парижская публика высоко оценила смелый эксперимент Х.Умеды, и по окончании его пьесы в зрительном зале вспыхнули горячие аплодисменты.
«Closer»
В гастрольную программу Los Angeles Dance Project №2 вошли новые постановки, исключение составила лишь пьеса «Closer» в хореографии Б.Мильпье, премьера которой состоялась 14 марта 2006 года. Вероятно это связано с двумя причинами. Во-первых, сейчас для Б.Мильпье более важно успешно осуществить постановку балета «Дафнис и Хлоя», мировая премьера которого должна состояться 10 мая не сцене Парижской оперы. Во-вторых, в преддверии директорства в Парижской опере для Б.Мильпье крайне важно укрепить здесь свой имидж. Поэтому хореограф выбрал для нынешнего показа в Париже свою старую и прекрасную пьесу «Closer», и, естественно, она имела грандиозный успех. Отвечая на овации публики, довольный Б.Мильпье гордо выходил на поклоны вместе с исполнителями. Скажу откровенно, пьеса «Closer», талантливо поставленная на музыку Филипа Гласса («Mad Rush» для фортепьяно), действительно, является гордостью Б.Мильпье. Хореограф сумел искусно вдохнуть лиризм и поэзию в однообразный и механичный музыкальный опус, придав ему животворную красоту и романтическое вдохновение. «Closer» – это дуэт, который в течение 15 минут исполняют танцовщица и танцовщик. Особенность дуэта состоит в том, что партнерша как бы непрерывно парит в руках партнера, при этом оба исполнителя изящно проделывают вереницы оригинальных движений, формируя грациозные и элегантные связки, которые, в итоге, составляют удивительную и завораживающую кантилену. Дуэт исполняется на фоне большого белого экрана, освещенность которого меняется в соответствии с характером и темпом звучащей музыки: в ней чередуются живые и быстрые фрагменты с подобными пассажами, но более спокойными и медленными. Необычайно интересную и сложную пьесу поистине триумфально исполнили приглашенные артисты – миниатюрная француженка Селин Касон и статный американец Александер Хилл. Выпускница Авиньонской консерватории танца сделала международную карьеру: Селин танцевала в труппах Берлинской оперы и «Бежар Балет Лозанны», была солисткой в труппе Большого театра Женевы, работала с К.Уилдоном и Б.Мильпье, с 2008 года является солисткой труппы Ballets Jazz de Monréal. Александр – выпускник знаменитой Juilliard School de NewYork, работал с известными хореографами, с 2011 года танцует в труппе Ballets Jazz de Monréal.
«Murder Ballades»
Премьера пьесы состоялась 17 сентября 2013 года в Лионском Доме Танца. Автор хореографии и костюмов – американец Джастин Пек. Он родился в Сан-Диего в 1987 году, в 15-летнем возрасте уехал в Нью-Йорк для учебы в Школе американского балета. С 2006 года по приглашению П.Мартинса, художественного руководителя Городского балета Нью-Йорка, Дж.Пек танцует в этой труппе, в 2013 году получил звание этуали. С 2009 года Дж.Пек ставит хореографию. С тех пор он создал ряд пьес для разных американских трупп. В сезоне 2011-2012, благодаря инициативе П.Мартинса, Дж.Пек имел статус хореографа-резидента в Нью-Йоркском институте хореографии. Теперь Б.Мильпье пригласил его проявить свое дарование в программе Los Angeles Dance Project №2, пояснив это так: «Мне очень нравится его работа: он имеет настоящие хореографические знания и уникальный взгляд на пространство и время».
Пьеса «Murder Ballades» была поставлена на музыку Бриса Деснера, известного рок-гитариста, который сочинил необычайно танцевальную композицию. Ее отличает богатая и контрастная красочность, а также оригинальная ритмичность и мелодичность. Но 26-летнему хореографу полностью не удалось воплотить в танце колористическое разнообразие и блеск этой великолепной музыки. В 20-минтной пьесе наиболее сильное впечатление производит масштабная и яркая Плясовая: она захватывает пылкой музыкой и лихими танцами. Но после прекрасного начала шесть исполнителей неожиданно исчезли в кулисах, правда, оставив на сцене одного артиста, который долго ждал пустого проигрыша музыки. Видимо, хореограф просто не сумел придумать феерического каскада танцев в соответствии с музыкой, поэтому он и устроил артистам «техническую» паузу в кулисах. Очень жаль, ибо музыка требовала головокружительного калейдоскопа огненного танца, но зрители этого не увидели.
Может быть артистам действительно было трудно выдержать высокий накал бурной Плясовой? Справедливости ради, нужно сказать, что при исполнении этой пьесы, не требующей особого танцевального мастерства, артисты, как ни странно, не проявили своих способностей – наоборот, разочаровали как техническим несовершенством, так и внешними данными. В частности, одна девушка «впечатляла» на редкость кривыми ногами, другая – полным отсутствием прыжка. Однако шесть артистов труппы Los Angeles Dance Project являются выпускниками престижной Juilliard School de NewYork! Более впечатляющую биографию имеет Себастьен Марковичи, родившийся в Париже: он обучался в Школе танца при Парижской опере, в 1998 году начал танцевать в труппе Городского балета Нью-Йорка, в 2002 году получил звание этуали. В 2014 году покинул эту труппу и был принят, в качестве балетмейстера, в труппу Los Angeles Dance Project.
Послесловие
Мозаика кратких комментариев характеризует, конечно, гастрольную программу, но в первую очередь её автора – Б.Мильпье, его творческие вкусы и устремления. Это особенно важно знать теперь, ибо в сентябре он станет директором балета Парижской оперы и унаследует высокий пост от Брижитт Лефевр, которая его занимала 19 лет. Эклектичность нынешней программы Los Angeles Dance Project №2 ярко проявилась и в предстоящем, первом для Б.Мильпье, сезоне балета Парижской оперы. В него включены произведения балетной классики, однако преобладают современные постановки. Сезон 2014-2015 составляют 15 спектаклей и программ. Среди них – балеты Р.Нуреева «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», П.Лакота «Пахита», К.МакМиллана «История Манон», Ф.Аштона «Тщетная предосторожность», а также ряд произведений современных хореографов – У.Форсайта, У.МакГрегора, Э.Лока, Ж.Мартинеза, А.Т. де Кеерсмаекер, Ж.-Г.Бара. Сезон украсят мировая премьера балета Дж.Ноймайера «Песня земли» на музыку Малера и гастрольные спектакли двух зарубежных трупп – Tanztheater Wuppertal (две пьесы Пины Бауш) и Королевского Балета Швеции («Джульетта и Ромео» М.Эка). Программа сезона составлена очень интересно. Но возникает важный вопрос – на каком танцевальном и артистическом уровне будут исполнены эти произведения? Достаточно ли у Б.Мильпье профессионализма, чтобы труппа балета Парижской оперы достигла того высочайшего исполнительского уровня, с которым она вошла в историю искусства танца, когда ее возглавлял великий Рудольф Нуреев?
Photos: Marie-Noëlle Robert, Alexander Wagner