ТАЙНЫ КРЕМОНЫ: ОТКРОВЕНИЯ МАСТЕРА – АНДРЕЙ ШЮДТЦ О ДУШЕ И МАГИИ СВОИХ СКРИПОК
30/12/2019 – Виктор Игнатов
24 октября и 24 декабря 2019, Centre de Russie pour la science et la culture, Paris.

В Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Париже состоялось уникальное событие – увлекательная презентация ряда инструментов, талантливых творений Андрея Шюдтца, с одновременной демонстрацией их звуковых качеств в ходе концертной программы. В её исполнении участвовали высокопрофессиональные музыканты – Ирина Медведева, Александрос Халапсис, Игорь Лазько. Автор оригинальной идеи и организатор дивного вечера – Стелла Калинина. В ходе встречи А.Шюдтц рассказал публике о таинствах изготовления своих чудесных инструментов. Об их многочисленных достоинства можно было судить как по их концертному звучанию, так и по аналитическим комментариям И.Медведевой, успешно совмещавшей роль ведущей вечера и виртуозного исполнителя. Читайте статью и интервью с Мастером.

Андрей Шюдтц родился в Москве в 1973 году. В детстве учился играть на альте, занимался в средней музыкальной школе. Свои первые навыки по изготовлению инструментов получил в мастерской отца – Павла Шюдтца, скрипичного мастера, эксперта мастерских Большого театра России. Первый инструмент Андрей изготовил в 12 лет, а три года спустя стал самым молодым лауреатом Конкурса скрипичных мастеров имени П.И.Чайковского. В 1990 году вместе с родителями и сестрой переехал в Испанию. С 1991 по 1995 год обучался в Италии – в Кремонской Академии имени Антонио Страдивари по специальности изготовления инструментов, затем ещё два года осваивал профессию смычкового мастера. Успешно завершив образование, начал жить и работать в Кремоне. Лауреат международных конкурсов А.Шюдтц является экспертом в области старинных инструментов. В 1999 году он открыл собственную мастерскую в Кремоне. За 20-летнюю историю мастерская А.Шюдтца зарекомендовала себя как исследовательская лаборатория, где, тщательно сохраняя традиции великих кремонцев, рождаются новые инструменты, отвечающие современным требованиям. Мастерская ежегодно принимает участие в Международных музыкальных выставках, проходящих в Италии, Германии, Греции, Испании, Китае, России и Японии. А.Шюдтц даёт мастер-классы и проводит конференции во многих странах. Мастер является автором уникальной коллекции инструментов, которые носят имена выдающихся людей. Например, одна из его скрипок потрясающей красоты посвящена первой женщине-космонавту Валентине Терешковой.

Концертная презентация творений скрипичного Мастера

В Российском центре науки и культуры в Париже состоялась уникальная встреча с Андреем Шюдтцем – известным скрипичным мастером, работающим в Италии. Музыкальный вечер открыли директор РЦНК Константин Волков и автор оригинальной идеи – руководитель проекта Стелла Калинина. Уже многие годы она возглавляет ассоциацию «Stella Art International», которая регулярно и успешно проводит масштабные и значимые международные художественные акции.

0. Константин Волков и Стелла Калинина открывают вечер

  Константин Волков и Стелла Калинина открывают вечер

Теперь С.Калинина – необычайно одаренная, яркая и многогранная творческая личность, любовно и превосходно организовала феноменальный по тематике и содержанию вечер, ставший важным событием не только в музыкальной жизни Парижа, но и всей Европы. После приветственных слов и добрых пожеланий С.Калинина представила многочисленной публике скрипичного Мастера и музыкантов, которые в этот вечер не только одухотворенно иллюстрировали на инструментах увлекательные рассказы о таинствах скрипки, но восхищали своим виртуозным исполнительским мастерством. В концертной презентации приняли участие Ирина Медведева (скрипка) – лауреат международных конкурсов, профессор Консерватории имени П.И.Чайковского и Высшей школы искусств Тулузы, Александрос Халапсис (скрипка, альт) – артистический директор и дирижёр Афинского камерного оркестра, официальный представитель Фонда Владимира Спивакова в Греции, и Игорь Лазько (фортепиано) – лауреат международных конкурсов, профессор Консерватории имени А.Н.Скрябина при РЦНК в Париже.

Андрей Шюдтц на вечере в РЦНК в Париже

Андрей Шюдтц на вечере в РЦНК в Париже

А.Шюдтц – выдающийся современный специалист по изготовлению скрипок, представил парижской публике инструменты, созданные им в разные годы, а также скрипку, сделанную его отцом, Павлом Шюдтцем. Пытливый Мастер, успешно совмещающий в своем творчестве традиции и навыки итальянской и русской школы, рассказал о своей профессии и тайнах Кремоны, об основных этапах изготовления инструментов и применяемых материалах, о звуковых особенностях своих скрипок, их репутации и судьбе. Интересно было узнать, что среди ряда именных творений Андрея есть инструменты, составившие квартет «Четыре стихии»: две скрипки – огонь и вода, альт – воздух, виолончель – земля. Есть также серия инструментов под названием «Музыка сфер», показывающая, что каждая планета Солнечной системы имеет свой звук. Мастер поведал, что его необычайно красивая скрипка с богатой инкрустаций была украдена на одной из музыкальных выставок в Мадриде…
Вечер проходил необычайно увлекательно и живо, благодаря искусной анимации И.Медведевой. Именитая скрипачка изящно комбинировала роли ведущей, исполнителя и переводчика. Она увлечённо рассказывала о скрипичном искусстве, вела творческую беседу с А.Шюдтцем и приглашёнными музыкантами, обсуждая специфику мастерства изготовления и эволюции струнных инструментов. Её детальные экспертные комментарии сопровождали звучание каждого представленного инструмента. Гости вечера, среди которых был ректор Консерватории имени С.В.Рахманинова, скрипач и вокалист, граф Пётр Петрович Шереметьев, а также другие профессиональные и начинающие музыканты, с большим интересом приняли участие в диалоге с ведущей, откликаясь на её вопросы и высказывая мнение о тембре и даже «цвете» звучания инструментов, созданных А.Шюдтцем. Публика получила возможность не только познать многочисленные аспекты изготовления скрипок, но и оценить красоту их звучания, а также ощутить их душу, благодаря артистам, вдохновенно игравшим на них. Вместе с И.Медведевой на вечере великолепно выступили А.Халапсис и И.Лазько. А.Халапсис, поразивший публику блистательным исполнительским мастерством, рассказал о взаимоотношении инструмента и музыканта.

 Играют И.Медведева и А. Халапсис.  Фрагмент вечера: справа, сидя, - П.Шереметьев; в центре, стоя, - К.Волков.

Играют И.Медведева и А. Халапсис.                                          Фрагмент вечера: справа, сидя, – П.Шереметьев; в центре, стоя, – К.Волков.

Сам артист относится к скрипке не иначе как к живому организму, который имеет душу и уникальную память. «Каждая скрипка – это богатая энергетика рук соприкасавшихся с ней людей, а звукоизвлечение – великое таинство» – сказал А.Халапсис. Важно уточнить, что в ходе вечера он играл на скрипке, которая родилась в 2009 году, но А.Шюдтц над ней трудился четыре года, так как работал только в часы высокого вдохновения. В итоге инструмент, специально созданный для А.Халапсиса, большого друга Мастера, является абсолютным шедевром. Он обладает живым и ярким звуком, богатой и лучезарной красочностью, красивым и нежным тоном, тёплым и насыщенным тембром. Столь феноменальные качества этой скрипки порой порождают у слушателей ощущение, что она является творением Страдивади. Однажды большой знаток и коллекционер старинных инструментов, услышав звучание этой скрипки в концерте, по его окончании задал А.Халапсису многозначительный вопрос: «Какого года этот шедевр Страдивари?».

 Слева-направо: П.Шереметьев, О.Шюдтц, Э.Шереметьева, А.Шюдтц, С.Калинина, К.Волков

Слева-направо: П.Шереметьев, О.Шюдтц, Э.Шереметьева, А.Шюдтц, С.Калинина, К.Волков

В ходе музыкального вечера в РЦНК были прекрасно исполнены популярные произведения ряда великих композиторов. В частности, обворожительно прозвучали «Адажио» И.С.Баха, «Размышление» Ж.Массне, «Пассакалия» Г.Ф.Генделя, «Кантабиле» и «Кампанелла» Н.Паганини. Участвующий в концертной программе И.Лазько за свою творческую деятельность не раз играл «в дуэте» с уникальными скрипками. Пианист отметил невероятную певучесть и чувственность звучания инструментов, созданных А.Шюдтцем. Музыкантам удалось создать чарующую атмосферу праздника скрипичной музыки в совершенно новом и потрясающе интересном формате – концертной презентации, благодарными свидетелями которой стали гости незабываемой встречи в РЦНК. В завершение вечера профессору И.А.Лазько был вручен нагрудный знак Россотрудничества «За дружбу и сотрудничество» в качестве признательности за его многолетнюю преподавательскую и профессиональную творческую деятельность и в связи с юбилеем. В Консерватории имени А.Н.Скрябина при РЦНК педагог воспитал немало замечательных пианистов, помог перспективным музыкантам достичь исполнительского успеха в рамках созданного им фортепианного конкурса.

Откровения скрипичного Мастера

Накануне новогодних праздников Андрей Шюдтц дал эксклюзивное интервью для читателей «Музыкальной афиши». Смотрите также сайт Мастера: http://www.asviolinshop.net/en/cremona-violin-maker/
1. У Вас удивительная и довольно редкая профессия. Это не случайный выбор?
– Будущее человека обычно зарождается в семье. Мой отец, Павел Шюдтц, – известный скрипичный мастер с мировым именем, эксперт старинных инструментов, лауреат международных конкурсов. Он много лет работал в Большом театре, его инструменты украшают собрание Российского национального музея музыки. Где-то с 10 лет отец начал брать меня в свою мастерскую, учил быть сосредоточенным и терпеливым. Эти качества важны для достижения поставленных целей. Всегда помню его наставления. Отец сумел передать мне свои познания, приобретенные многолетнем опытом, учил постигать азы этой многогранной профессии. Его пытливый ум, трудолюбие и мастерство, отношение к инструментам и их созданию послужили мне примером на всю жизнь. У меня не было сомнений в выборе профессии.

Андрей Шюдтц в своей мастерской в Кремоне

Андрей Шюдтц в своей мастерской в Кремоне

2. Как формировалось ваше мастерство? Что стало основополагающим?
– Как и в любом деле всё достигается благодаря упорному труду и накопленному опыту. Мое знакомство и интерес к профессии, конечно, зародились в мастерской отца. Именно там закладывался фундамент, а уже позже мое формирование, как мастера, стало постепенно развиваться. После учебы в Италии, в Академии Кремоны, безусловно, мои познания стали глубже. Появилась возможность посещать мастеров Европы, соприкасаться с работами великих итальянцев, стажироваться у именитых мастеров Кремоны, где порой, приходилось всё начинать по новому, ведь у каждого свой почерк. Участие в международных конкурсах и музыкальных выставках во многих странах в совокупности с постепенно приобретённым личным опытом, думаю, и сформировали меня, как мастера. Стараюсь не зацикливаться на достигнутом, а двигаться дальше, познавать и создавать что -то новое.
3. Что составляет суть и основу вашего творчества?
– Конечно же, поиски совершенства! Признание музыкантов и их благодарность. Ведь в мире нет двух одинаковых скрипок, все они разные, ибо в каждое своё творение мастер вкладывает душу. Моя мастерская является и лабораторией, где я провожу различные эксперименты в области технических и акустических приёмов и так далее. Порой недоволен инструментом, всегда стараюсь найти что-то особенное. И процесс этот бесконечен. Мастер должен расти, иначе он превратится в ремесленника. За пять веков совершенствования скрипки так и не найдена единая формула её создания.
4. Более 20-и лет Вы трудитесь в своей мастерской в прославленной Кремоне, где всё связано с именами великих итальянцев – Амати, Страдивари, Гварнери дель Джезу. Кремона издавна является эпицентром скрипичного мастерства. Именно сюда едут музыканты в надежде приобрести свой заветный инструмент. В городе почти 200 мастерских. Видимо, существует жёсткая конкуренция?
– Так это хорошо, что есть конкуренция! Это не дает расслабляться, стимулирует и двигает вперед. Это проявляется и в других сферах. Мы все заняты делом, и обстановка довольно дружелюбная. Не припомню каких-либо конфликтов.
s45. Умы людей издавна волнует вопрос – где кончается ремесло и начинается искусство? Где та невидимая грань перехода в сотворение и воплощение мастером своих идей? В чём кроются тайны великих итальянцев? Как удалось им создать непревзойденный тембр итальянского бельканто в своих инструментах?
– Часто что-то загадочное обрастает легендами. Есть много версий так называемых секретов Страдивари, что всё дело в его чудодейственном лаке. Но есть и опровержение – якобы лак ему готовил аптекарь, и что он охотно делился его рецептом с другими мастерами. Таких историй существует множество. Страдивари было 60 лет, когда зазвучали его самые лучшие скрипки, и пели они человеческим голосом. Это был «золотой период» мастера: он создавал самые дорогие и желанные инструменты для музыкантов. Страдивари начал работать с 11-и лет и прожил долгую жизнь, до 93-х лет трудясь от зари до зари. Он оставил нам огромное наследие – около 1500 инструментов, а сегодня их насчитывается чуть больше пятисот, и все они на учёте. Есть такое изречение: гений – это талант, помноженный на труд, что очень верно. Наверное, в этом-то и кроется секрет. Целая плеяда мастеров разных стран трудилась над созданием своего стиля и звука инструмента. Но именно кремонские мастера уточнили конструкцию скрипки, а её форму довели до идеального изящества. Их творения являются эталоном, но только четверо увековечили свой тип скрипки – это Джованни Пауло Маджини, Николо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. Многие мастера и сегодня изготовляют свои инструменты по их моделям.
6. Изменилась ли техника изготовления инструментов за истекшие 300 лет? Как Вы видите вашу профессию в будущем?
– Изменилось время, соответственно изменились подход и требования к инструменту. Появилось много фабрик, которые по шаблону делают инструменты, особенно в Китае. Но это никогда не заменит мастеровой инструмент, выполненный профессионалом. Сегодня можно приобрести всё, вплоть до лака. Но я предпочитаю свой лак и клей, состоящие из натуральных компонентов. Всё детали выполняю вручную. Инструмент надо прочувствовать, войти с ним в контакт. Наверное, такой подход был и раньше. Хочется верить, что и в дальнейшем скрипичные мастера будут по-прежнему востребованы.
7. В своём творчестве Вы стремитесь приблизиться к шедеврам великих мастеров или ищете свои собственные вершины? Каковы их достоинства?
– Конечно, по началу копируешь и на этом учишься, постепенно накапливая свой опыт, свой подход к инструменту. Здесь важен и подбор дерева и, конечно, безупречно выполненная работа, и цвет выбранного лака, а их оттенков огромное количество. Важны также головка и эфы инструмента – это вообще визитная карточка мастера. Я уж не говорю о звуке. У меня есть фирменное клеймо, которое ставлю на своих инструментах. С учётом выше сказанного уже давно приобрёл свой почерк – мои инструменты вполне узнаваемы. О достоинствах моих инструментов пусть говорят музыканты. Я получаю от них благодарность. Это придает мне силу и вдохновение трудиться и дальше.

Андрей Шюдтц в своей мастерской в Кремоне

Андрей Шюдтц в своей мастерской в Кремоне

8. Как происходит создание инструмента? Какие этапы представляют особый риск и являются решающими в формировании «голоса» скрипки?
– Замысел инструмента рождается в голове, затем вынашивается и только потом происходит его реализация. Процесс состоит из нескольких этапов – подбор дерева, выбор модели инструмента, изготовление дек, контроль параметров дек, выбор модели головки, изготовление шейки. В формировании звука важно всё – высота и толщина подставки, размер душки и диаметр струн. Малейшее изменение при монтировке сразу влечет изменение звука.
9. Какое дерево считается идеальным для изготовления инструмента?
– Проводилось много опытов с различными породами дерева пока, наконец, не нашли резонансную ель и клён, с учетом не менее 5-летней выдержки в сухом месте. Мастера часто и сегодня их применяют. Хорошими считаются клён из Карпат и ель из северной Италии.
10. Какие требования выдвигают музыканты, заказывая сегодня у вас инструмент?
– Нынешнее время требует более широких возможностей от инструмента. Он должен быть полноголосым и ярким с глубоким, насыщенным тембром, а характер звучания – живым и гибким, способным легко изменяться. Сегодня, как правило, концерты проходят в огромных залах, поэтому это вполне логично. Ведь раньше от инструмента требовалось не очень громкое звучание, мелодичность, мягкость и нежность тона. Этого было вполне достаточно для камерного исполнения, чему соответствовала и скрипичная техника того времени.
11. Сколько инструментов Вы создаёте в год? Ведется ли их счёт и перечень?
– Ежегодно делаю 6-7 инструментов. Поначалу их считал, но после 200-го перестал. Теперь каждые 10 лет оставляю себе один юбилейный инструмент, сравниваю с предыдущими и прослеживаю эволюцию с промежутком в десятилетие.

Андрей Шюдтц на Международной выставке

Андрей Шюдтц на Международной выставке

12. В каких странах звучат ваши инструменты? Продолжается ли связь с их владельцами?
– Почти во всех странах Европы, а также в России, Японии, Китае и Америке. В Греции, например, есть камерный оркестр, где все музыканты играют исключительно на моих инструментах. Мы периодически созваниваемся, музыканты часто приезжают на ревизию инструмента и с разными вопросами, так что связь не теряем.
13. В прошлом году Вы изготовили скрипку, которую посвятили памяти замечательного музыканта и вашего друга Дмитрия Когана. Презентация инструмента, нареченного его именем, состоялась в Ярославле на Коган-фестивале, который проводит Фонд Валентины Терешковой. В этом году Вы презентовали скрипку «Чайка», изготовленную в честь первой женщины-космонавта. Какова история создания этого уникального инструмента с портретом и автографом Терешковой?
– В прошлом году я был на Коган-фестивале. Для его гостей организовали экскурсию по Ярославлю и с гордостью рассказывали о своей знаменитой землячке Валентине Терешковой. Любуясь историческими красотами города, я услышал волшебный, завораживающий перезвон колоколов, и как-то неожиданно пришла мысль изготовить скрипку в честь первой женщины-космонавта. Эта идея зрела у меня в голове, ведь хотелось создать что-то особенное. И постепенно всё начало вырисовывается. От моего отца мне досталось уникальное дерево, принадлежащее когда-то Михаилу Тухачевскому, выдающемуся военному деятелю времен гражданской войны. Всё как-то сложилось, и я решил объединить двух великих людей в одно целое. Так родилась скрипка «Чайка» с портретом и автографом Валентины Терешковой.
14. Какими навыками должен обладать скрипичный мастер? Наверное, каждый имеет свои секреты. Ими делятся или они остаются загадкой?
– Да тут целый ряд профессий, сложившихся в одну. Это столярные навыки, знания физики, химии и математики, умение играть на инструменте, владение акустическими приемами и пластической формой, музыкальный слух и тонкий эстетический вкус (с опытом он появляется). Мастерство передаётся из поколения в поколение – от отца к сыну. Ведь скрипка – плод артистического вдохновения! Это душа, воплощенная в дерево. Это невозможно передать, нужно самому всё прочувствовать. Поэтому, даже имея богатое наследие от предшественников, возможно, не всем удаётся его правильно применять.
15. Что бы Вы спросили у Антонио Страдивари, если бы, благодаря магии, появилась такая возможность?
– Дать мне дельные советы по изготовлению скрипки. Может быть ещё несколько интересующих меня профессиональных вопросов.
16. В жизни творческого человека есть периоды становления, совершенствования и расцвета. Чем характерен третий – высший период? Возможно, Вы его уже достигли?
– Третий период – это зрелость, мудрость, осмысление и опыт. У меня нет такого ощущения, что я уже всё постиг. Во всяком случае есть ещё к чему стремиться. Самое главное – не стоять на месте и верить в себя.
17. Вас приглашают в разные страны на мастер-классы, Вы принимаете участие во многих Международных музыкальных выставках. Наверное, у вас есть и ученики?
– Кремонская Академия имени Антонио Страдивари ежегодно направляет своих студентов в мою мастерскую на стажировку, и они проходят у меня практику по несколько месяцев.

Андрей Шюдтц со своей мамой - Ольгой Шюдтц

Андрей Шюдтц со своей мамой – Ольгой Шюдтц

18. Что является для вас главным в творчестве и жизни? Чем нравится заниматься в свободное время?
– Для меня важно получать удовлетворение в работе и не останавливаться на достигнутом. Думаю, что главное в жизни – это, чтобы все в твоей семье были здоровы и, несмотря на расстояния, всегда быть с ними в контакте, поддерживать друг друга и заботиться, чаще встречаться, знать, что тебя любят и ждут. У меня есть любимый вид спорта, которым я занимаюсь почти 25 лет. Он помогает переключаться и быть в форме. Это хоккей на льду.
19. Над чем сейчас трудитесь? Каковы ваши творческие планы?
– Арабский философ Амин Рейхани сказал: «Пусть цель будет больше твоих возможностей, твоё сегодняшнее дело будет лучше вчерашнего, а завтрашнее – лучше сегодняшнего». Мои планы полностью совпадают с этими словами – делать как можно больше хороших инструментов.

Фото : Виктор Игнатов, DR.