28-ой ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА СЮРЕНА – ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК ВИРТУОЗОВ ХИП-ХОП
14/01/2020 – Виктор Игнатов
11 января – 2 февраля 2020, Théâtre André-Malraux, Rueil-Malmaison.

В Театре Андре-Мальро, находящемся в Рюэль-Мальмезоне (пригород Парижа), состоялось торжественное открытие Международного фестиваля Suresnes Cités Danse. Его основал и успешно возглавляет Ален Мейер, артистический директор Театра Жана Вилара в Сюрене. Для нового сезона он составил интересную и разнообразную программу. Она включает 5 спектаклей в постановке шести хореографов. Фестиваль украшают 4 мировые премьеры оригинальных пьес. В 11-и представлениях примут участие 43 аса хип-хопа из ряда стран. Главная особенность и важное достоинство фестиваля – широкая панорама танца хип-хоп, отражающая многие его направления, а также смелые и яркие эксперименты талантливых хореографов. Среди них Мурад Мерзуки и его потрясающая пьеса «Вертикаль».

В нынешнем году в отличие от сложившейся традиции Фестиваль танца Сюрена проходит не в Театре Жана Вилара, а в Театре Андре-Мальро в Рюэль-Мальмезоне, расположенном по-соседству. Перенос фестиваля на более масштабную современную сцену связан с начавшейся реконструкцией Театра Жана Вилара. Открытие фестиваля состоялось в огромном и полностью заполненном зале Театра Андре-Мальро. С краткими приветственными речами выступили Ален Мейер, художественный руководитель фестиваля, мэры Сюрена и Рюэль-Мальмезона. Затем состоялся премьерный показ двух постановок – «Telles quelles/Tels quels» и «Massiwa», которые талантливо создали, соответственно, Бузиан Бутельджа и Салим Мзе Хамади Муасси. Обе пьесы стали триумфальным стартом 28-го Фестиваля танца Сюрена.

«Telles quelles/Tels quels» – головокружительная феерия

Бузиан Бутельджа

Бузиан Бутельджа

Бузиан Бутельджа увлёкся танцем хип-хоп в 1998 году. Осваивая технику брейка, молодой танцовщик совершенствовал своё мастерство под руководством маститых мэтров. Эти творческие встречи не только обогатили исполнительскую палитру Б.Бутельджа, но и зародили в нём большой интерес к современному танцу, а также страстное желание реализации своих идей в хореографическом творчестве. В 2007 году он основал труппу Dans6T, два года спустя поставил свою первую пьесу «Такое сложное па» для дуэта и музыканта. В следующем году появилась его пьеса «Kif l’équilibre» для группы исполнителей. Предназначенная для молодежной публики, она была посвящена теме питания и танца как средству физической активности. Бутельджа поставил для своей труппы ряд пьес, некоторые из них были показаны на разных фестивалях как во Франции, так и за рубежом. Особенно большой успех его постановки имеют в Табре, находящемся в департаменте Высоких Пиреней Франции, где родился Бутельджа.


«Telles quelles/Tels quels». Название пьесы даёт зеркальное сопоставление женщин и мужчин. С тремя танцовщицами и четырьмя танцовщиками, марокканской и французской национальности, хореограф ставит под сомнение идентичность молодых поколений в мире, охваченном глобализацией, которая, несомненно, стирает культурные различия и превращает всех людей в единую безликую массу. Используя контрастные личные истории каждого исполнителя, собранные во время репетиций, Бутельджа исследует эволюцию отношений между женщинами и мужчинами, равенство полов, их идентификацию и религию. Пьеса содержит ряд деликатных и опасных тем: хореограф не только их ставит, но и обостряет в интенсивном танце, насыщенном хип-хопом и традициями, хорошо зная, как протянуть руку поддержки другим людям. Спустя 7 лет после пьесы «Altérité» (2012), созданной совместно с Коралин Ламезон и получившей первый приз на конкурсе (Re) Knowledge, Бутельджа вновь ставит актуальные вопросы, чтобы сломать клише, особенно у востоковедов, и найти новую гармонию для всех. По своей хореографической сути пьеса «Telles quelles/Tels quels» является гимном жизни в форме диалога культур между молодыми марокканскими и французскими артистами.
su1Как же предстаёт новая пьеса? Танцевальное действие разворачивается на пустой сумрачной сцене, в глубине которой возвышается длинный светящийся барьер. Представление открывает загадочное соло танцовщицы: находясь в световом пятне, она ловко проделывает затейливую жестикуляцию под мелодичную музыку барокко. Женское соло сменяет ансамбль всех семерых исполнителей пьесы. В простых повседневных одеждах они синхронно танцуют под музыкальную ритмику, чётко выполняя интересные графические композиции. В ансамбле рождаются сольные зарисовки, в которых артисты блистательно демонстрируют эффектные трюки хип-хоп. Например, на огромной скорости и абсолютно свободно артисты проделывают ошеломляющие каскады вращений и прыжков, причем не только на пружинистых ногах, но и на крепких руках. Некоторые танцовщики исполняют на руках даже сальто, ловко перебрасывая через голову свое тело, при этом ещё его и закручивая.
Каждый артист выступает в личностной манере и со своими индивидуальными композициями, оригинально созданными из сложных и удивительных акробатических элементов и связок. При исполнении сольных номеров группа артистов, находясь на сцене, громко выкрикивает, тем самым поддерживая и приободряя выступающего танцовщика. Нужно подчеркнуть, что все участники представления – истинные виртуозы. Прекрасно натренированные артисты, с очень гибкими и пластичными телами, потрясают своим высоким исполнительским мастерством. По ходу представления в зрительном зале часто вспыхивают горячие аплодисменты и даже бурные овации, вызванные феноменальными танцами. Порой публика дружно ахает от мощной волны всеобщего восторга. Под учтивые аплодисменты зрителей предстаёт необычайно красивая картина: 7 артистов, стоя на голове, гипнотически медленно меняют свои причудливые позы и периодически замирают в скульптурных композициях, создавая загадочный мир фантастических видений, завораживающих дивными метаморфозами.
su2Хореографическое действие выстроено увлекательно и с богатой фантазией. Интересно придуманные многочисленные картины впечатляют разнообразием как сценической атмосферы, так и характера танца, всецело зависящего от звукового сопровождения. Фонограмма пьесы составлена из произведений многих жанров и стилей – от музыки барокко до современных песен, пленяющих ярко выраженной ритмикой, что позволяет артиста с особым блеском демонстрировать танцевальные номера. Богатая лексика танца хип-хоп восхищает обилием смелых и удивительных новаций как в движениях, так и в связках. Пьеса «Telles quelles/Tels quels» является яркой мозаикой танца хип-хоп, искусно составленной из множества оригинальных номеров, в каждом из которых артисты ослепляют публику головокружительной феерией фантастических трюков. Представление идёт по нарастающей. В последней части разворачивается феноменальный парад самых эффектных соло. Они лучезарно сверкают под жизнерадостную динамику света и чудесную музыку барокко, которая придает артистам магическую ритмику и чарующую пульсацию. Финал пьесы является торжеством радостной молодости, жизненной энергии и творческого мастерства!
По окончании премьерного показа пьесы «Telles quelles/Tels quels» публика устроила её исполнителям и автору долгие овации, которым казалось не будет конца. На сцену вынесли даже цветы, что редко случается в театрах Франции. Красивый, трогательный жест добавил к триумфальному успеху премьеры столь драгоценную духовную признательность.

«Massiwa» – коморский фольклор в эстетике хип-хопа

Салим Мзе Хамади Муасси

Салим Мзе Хамади Муасси

Салим Мзе Хамади Муасси – значимая фигура танца хип-хоп на африканской сцене. Начал заниматься танцем на улице, затем совершенствовал свою технику в профессиональных школа, в частности, в Ecole des sables de Germaine Acogny в Дакаре. Молодой танцовщик исполнял хореографические композиции разных мастеров хип-хопа, затем возглавил труппу Tché-Za и поставил для неё 4 пьесы. С.М.Х.Муасси активно поддерживает развитие хореографического искусства на Коморах, плодотворно сотрудничая с фестивалем Ntso Uziné в Мороки. В прошлом году состоялся успешный дебют Муасси на Фестивале танца Сюрена: труппа Tché-Za показала его пьесу «Soyons fous» – «Давайте сходить с ума».
Изумительная пьеса «свела с ума» не только зрителей, но и А.Мейера. В итоге он пригласил Муасси на 28-й Фестиваль танца Сюрена, для которого хореограф поставил пьесу «Massiwa», что на коморском языке означает «Острова». Отважное решение Мейера представить эту пьесу на открытии фестиваля полностью себя оправдало, так как она является уникальным хореографическим явлением, открывающем новые горизонты для танца хип-хоп. В оригинальном произведении, созданном для семи танцовщиков, Муасси приглашает нас совершить увлекательное путешествие по вулканическому архипелагу Индийского океана, где он родился и вырос. В глубоком по замыслу и богатом по содержанию представлении хореограф ставит многие вопросы – что нравится нам, откуда мы родом, что мы хотим передать другим, как нам сохранить свою красоту и идентичность? Четыре хореографических картины, посвященные сегодняшней жизни, формируют портрет коморского жителя.

su6
Хореографическое мышление и танцевальная лексика Муасси интересны и специфичны. Главная особенность и важное достоинство новой пьесы – высокая энергетика и динамика многостилевого танца. Вдохновлённый традиционными танцами, такими как Вадаха, Шигома и Бияя, Муасси пленяет нас их удивительными трансформациями в альянсе с новациями хип-хопа, его головокружительной пульсацией под африканские и ритмы. Хореограф успешно разработал и драматургию пьесы, которая позволяет зрителю легко воспринимать переход от одного стиля к другому и увлечённо следить за танцевальным действием, а главное, испытывать разные эмоции. Наряду с виртуозными танцами Муасси широко использует выразительную пантомиму; она способствует развитию сценической драматургии. Важный вклад в успех постановки вносят световое оформление и причудливая видео-графика, постоянно проектируемая на заднике-экране. Многоликое представление разворачивается затейливо и гармонично в исполнении танцовщиков, одетых в повседневные футболки и брюки. 
Превосходно выстроенная пьеса является органичным синтезом городского танца хип-хоп и модернизированного фольклора Коморских островов.
su3В красивом представление искусно переплетаются авангардные композиции хип-хопа с народными танцами, песнями и музыкой Комор. Исполнители пьесы блистательно демонстрируют азартный и стремительный мужской танец, порой доходящий до насилия, но всегда находящегося под контролем. Особенно ярко это отражается в первой картине, в которой одинокий путник пытается скрыться от преследующих его парней, вооруженных большими палками. Оказавшись в плотном кольце врагов, он предпринимает невероятные танцевальные и акробатические усилия, чтобы спастись от обрушившегося на него потока острых палок. Феноменальное соло танцовщика, умудряющегося ловко лавировать среди частокола палок, порой используя даже высокую ступу, вызывает восхищение. Солист виртуозно проделывает эффектные трюки танца хип-хоп среди сложных сплетений длинных палок и в итоге обретает желанную свободу. На создание этой впечатляющей картины хореографа вдохновляли как мужественный Шигома – традиционный танец воинов, вооруженные не мечами, а палками, так и своеобразный танец Вадаха, в котором женщины кружатся вокруг ступки, поочередно ударяя по ней голенью, а спутники танцовщиц их схватывают налету. Во второй картине палки служат реквизитом при исполнении ансамблем народных танцев. Под ритмичный стук палок и страстное пение à capela 7 парней пылко и синхронно танцуют, составляя оригинальные композиции, которые интересно трансформируются. Динамичную картину украшают эффектные номера: с радостными криками и бурной жестикуляцией их исполняют виртуозы хип-хопа. Следующая картина начинается с юмористических зарисовок, в которых исполнители искренне и добродушно разыгрывают пантомиму с туфлями. Некоторые артисты поочередно достают из высокой ступы одну туфлю и с удовольствием её примеряют. При этом все другие танцовщики быстро окружают счастливчика и восхищенно созерцают, а потом восторженно восклицают. Под звуки рояля и гитары в группе артистов начинается забавная танцевально-акробатическая борьба за возможность одеть хотя бы одну туфлю. Оригинальную картину завершает искрометное соло в феноменальном исполнении 19-летнего виртуоза.
su4
Нужно сказать, что коморское общество является одним из немногих, в котором по-прежнему доминирует материнская линия, хотя в своём большинстве люди исповедуют мусульманскую религию. В связи с этим четвёртая картина пьесы разворачивается в ореоле белых мусульманских платков: танцовщики с обнаженными торсами повязывают их на разный манер, выражая как строгий взгляд, так и тонкий юмор по отношению к свадебной церемонии. На фоне впечатляющей световой инсталляции, проектируемой на заднике-экране, 7 артистов синхронно танцуют под гипнотическую музыку текно. Стройный ансамбль движется быстро и ритмично, пленяя феноменальной пластикой и яркой жестикуляцией. Танцующая группа, инкрустированная сольными вариациями, периодически выстраивается в линию и замирает: артисты одновременно меняют форму и расположение белых шалей, после чего веселый праздник продолжается. Под мощную ритмику музыки и ликующие крики танцовщиков ансамбль красиво и радостно пульсирует. Празднество разрастается и достигает апогея, но самый высокий артист неожиданно всех выгоняет со сцены. Улыбающиеся танцовщики, однако, вскоре возвращаются для поклонов.
Мировая премьера пьесы «Massiwa» в постановке Муасси произвела огромное впечатление и завершилась триумфально. Публика устроила бурные и долгие овации автору пьесы и её исполнителям. Все 7 артистов превосходно продемонстрировали своё высокое мастерство и пылкое служение искусству танца.Феноменальный успех премьерных пьес, показанных на открытии Фестиваля танца Сюрена, убедительно говорит о значительном прогрессе в технике и эстетике хип-хопа. Благодаря интенсивному развитию и эффективной поддержке, городской танец хип-хоп, столь популярный в бедных кварталах, уверенно завоёвывает театральные сцены и широкую публику повсюду в мире.

Crédits photos : BenoiteFanton, Gilles Rondot, D.R.