СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ВИКТОРА КОРОТИЧА В ПАРИЖЕ : ТАЛАНТ, ВДОХНОВЕНИЕ И МАСТЕРСТВО
26/01/2020 – Виктор Игнатов
23 января 2020, Centre de Russie pour la science et la culture, Paris.

В Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Париже состоялся красивый вокально-музыкальный вечер. В нём выступили Виктор Коротич – ведущий солист Мариинского театра, и пианистка Ольга Челова. В сопровождении фортепьяно талантливый певец, одаренный звонким баритоном, исполнил богатую и разнообразную программу. Великолепно прозвучали произведения Н.А.Римского-Корсакова, Дж.Верди, Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и А.Г.Рубинштейна. Пианистка замечательно сыграла сочинения М.Равеля и С.В.Рахманинова. Во второй части концерта под собственный аккомпанемент гитары В.Короич чудесно пел романсы и популярные песни разных стран, при этом ему подпевали многие слушатели. Концерт завершился преподношением цветов и восторженными овациями.

Виктор Коротич

Виктор Коротич

Виктор Коротич – заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат и дипломант ряда международных конкурсов. Родился в Нижневартовске. В 2005 году окончил Донецкую музыкальную академию им. С.С.Прокофьева. В 2002-2007 годы был солистом Донецкого театра оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко. В 2007 году стал солистом Академии молодых певцов при Мариинском театре. Принимал участие в многочисленных проектах Академии как в России, так и за рубежом; выступал в Италии, Британии, Норвегии и Финляндии. В 2007 году дебютировал на сцене Мариинского театра: пел партию Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник». С 2015 года является солистом оперной труппы Мариинского театра. В репертуаре певца более 40-а оперных партий, 25 из них спеты на сцене Мариинского театра. В.Коротич является постоянным участником крупных музыкальных событий – Московского пасхального фестиваля и Петербургского фестиваля «Звёзды белых ночей». Регулярно гастролируя с труппой Мариинского театра, певец исполняет ведущие партии в операх Верди «Дон Карлос», «Трубадур» и «Фальстаф», в «Троянцах» и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, в опере-буффа Россини «Севильский цирюльник» и «Джанни Скикки» Пуччини. Концерты с участием Которича проходили в России и Великобритании.
В 2015 году, одержав победу в конкурсе на роль Фигаро в Клермон-Ферране (Франция), певец исполнил её в новой постановке «Севильского цирюльника», гастролировавшей по Франции. В 2018 году Коротич стал лауреатом двух российских оперных премий – «Золотой софит» и «Онегин», за роль Грязного в опере Римского-Корсаково «Царская невеста». Певец выступал на Рижском оперном фестивале (партия Энрико в «Лючии ди Ламмермур»), на Казанском международном оперном фестивале им. Ф.И.Шаляпина (партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» и Томского в «Пиковой даме»), в амстердамском зале «Концертгебау» («Русалка») с прямой радиотрансляцией.

Ольга Челова

Ольга Челова

Ольга Челова – лауреат многих международных конкурсов. Училась фортепианному искусству у знаменитого виртуоза Владимира Крайнева, немецкого педагога Карла-Хайнца Каммерлига, финского пианиста Матти Раеккалио. В 2018 году О.Челова завоевала Первую премию и Специальный приз Международного конкурса пианистов «Н.Рубинштейн» в Париже, а также Гран-При на Международном конкурсе «Musika be sienu». Получила Специальный приз памяти Татьяны Шебановой – лауреата Международного конкурса им. Ф.Шопена в Варшаве, и Первую премию на Международном конкурсе им. А.Н.Скрябина. В 2019 году Челова была удостоена приза и стипендии фонда Ernst Ludwig Ehrlich. Почетный диплом фонда ей вручила Ангела Меркель – канцлер Германии. Одаренная, прогрессирующая пианистка регулярно выступает на таких престижных манифестациях, как Шлезвиг Хольштейн Музикфестиваль, Кохем Клавирзоммер, Голландские музыкальные сессии и др. С 2016 года Челова является «Young Steinway Artist» компании «Стэйнвэй».

«Музыкальный авантюризм»

Столь интригующее и звучное название вечера привлекло внимание многочисленных парижан – как меломанов, так и любителей вокального искусства. Ведь выступал Виктор Коротич – ведущий солист Мариинского театра, да ещё с такой широкой и эклектичной программой, что и впрямь концерт обещал стать увлекательной «авантюрой». К всеобщей радости, певец прекрасно исполнил большую многожанровую программу и полностью оправдал ожидания публики.

Константин Волков и Стелла Калинина открывают вечер

Константин Волков и Стелла Калинина открывают вечер

Как же проходил вечер? Его открыли, причем с искренним энтузиазмом и явным удовольствием, директор РЦНК Константин Волков и руководить проекта Стелла Калинина. Обаятельная, эрудированная и энергичная Стелла уже многие годы блистательно организует и красиво проводит музыкальные акции высокой международной значимости. Нынешний вечер стал не только новым ярким её проектом, но и удивительным открытием. Впервые в Париже выступили вместе оперный певец В.Коротич и концертирующая пианистка О.Челова. Скажу сразу – творческий дебют вокально-фортепианного дуэта состоялся на редкость успешно! Более того, благодаря эмоциональному заряду и лучезарной энергетике Стеллы, искусно ведущей вечер, в большом зеркальном зале РЦНК царила чрезвычайно тёплая атмосфера искреннего радушия и глубокого почтения таланта приглашенных артистов, что в итоге позволило им в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и продемонстрировать своё высокое исполнительское искусство. Нужно отметить, что артисты выступали возле нарядной ёлки, и это придавало радостную новогоднюю праздничность всему вокально-музыкальному вечеру.

Широкая и разнообразная программа В.Коротича состояла из трёх частей. Вначале прозвучали арии из опер ряда великих композиторов. Затем, в связи с 190-летием со дня рождения А.Г.Рубинштейна – выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера, основавшего Санкт-Петербургскую консерваторию, были исполнены три его вокальных сочинения. Далее предстали романсы и популярные песни цикла «Вокруг света». Несмотря на эклектичность программы, она была выстроена логично и глубоко осмысленно. Свой сольный концерт Коротич начал с речитатива и арии Грязного из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Именно за исполнение партии Грязного певец стал лауреатом сразу двух премий. С первой же вокальной фразы Коротич всецело захватил внимание слушателей силой и красотой голоса, яркостью и образностью вокала, сценической искренностью и выразительностью. Нужно сказать, что роль волевого и страстного опричника Грязного необычайно сложна как в плане вокала, так и артистизма: большая партия не только контрастна по мелодизму, но и по драматизму. Григорий Грязной невольно становится виновником смерти своей возлюбленной Марфы, избранной невестой царя Ивана Грозного. В двух небольших фрагментах оперы Коротич сумел выразить лиризм и трагизм сильной личности Грязного, глубину его чувств, богатство его души.
Затем певец очень образно исполнил арию Графа ди Луна из оперы Верди «Трубадур». В интерпретации Коротича коварный персонаж, любящий Леонору, предстал весьма убедительно. Артист рельефно выразил злобную суть надменного и жестокого Графа, а также великолепно продемонстрировал широту своей тесситуры и гибкость голоса. Блистательно и театрально Коротич исполни арию скульптора Фьеррамоска из оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини». С белой розой в руке артист пел с откровенным наслаждением и пленительным азартом. Коротич восхищал публику чудесным вокалом то романтически мечтая, то пылко блистая в забавном поединке. Далее превосходно прозвучал концертный шлягер – «Серенада Дон Жуана» на музыку П.И.Чайковского. Певец придал этому очаровательному сочинению собственную вокальную окраску и проявил творческую изобретательность в наполнении его изящными нюансами и впечатляющими контрастами.

Виктор Коротич

Виктор Коротич

Далее Коротич пел под собственный аккомпанемент гитары. Сняв красивый концертный пиджак, артист обрёл камерный облик, новую артистическую манеру и особый эмоциональный настрой. Всё это сразу же проявилось при исполнении вокальных сочинений А.Г.Рубинштейна: «La Ballade», «Panderro», «Tourbillonner comme une vague» прозвучали вдохновенно, элегантно и проникновенно. Выразительная мимика артиста, горящие глаза и образные жесты способствовали раскрытию великолепия и магии каждой пьесы. При исполнении третьей пьесы Коротич наиболее ярко продемонстрировал своё вокальное и артистическое мастерство, а также незаурядную выдумку: певец выступал как бы с маленьким партнёром, которого искусно сотворил из бубна, завернув его в красный платок.
В заключительной части программы Коротич с явным наслаждением пел популярные песни, изящно и мило подсвистывая. Вначале лихо и здорово прозвучала русская народная песня «Живёт моя отрада», затем нежно и просветлённо была исполнена неаполитанская песня «Катари».

Константин Волков и Виктор Коротич исполняют «Малиновый звон»

Константин Волков и Виктор Коротич исполняют «Малиновый звон»

Далее на редкость задушевно предстал «Малиновый звон», в котором певцу бесценную помощь оказал К.Волков. Взяв вторую гитару, директор РЦНК всех поразил своими музыкальными способностями, но, главное, Волков гармонично дополнил столь необходимый для «Малинового звона» роскошный красочный аккомпанемент. Очаровательный сюрприз произвёл сильное впечатление: восторженная публика горячо аплодировала Коротичу и Волкову. Затем певец исполнил песню из репертуара Валерия Ободзинского «Эти глаза напротив». Интересно и пленительно прозвучал «Мой путь», а именно «My way» – песня французского композитора и певца Клода Франсуа, ставшая жемчужиной в репертуаре Франка Сенатры, Коротие пел её глубоко прочувственно и настолько искренне, что эта потрясающая пеня порой казалось его собственной исповедью. Неописуемое удовольствие публике доставили французские песни – «Non, rien de rien» и «Champs Elysées». Чутко воспринимая возвышенное настроение слушателей, Коротич пел их абсолютно свободно и влюблённо, пленяя хорошим французским произношением, а, главное, изысканным стилем. При исполнении популярных песен России, Италии и Франции певцу удалось передать их национальный колорит и вокальную специфику настолько ярко, что многие слушатели с откровенным наслаждением подпевали певцу, конечно же, в «Non, rien de rien» и в «Champs Elysées»! Такие моменты полного взаимопонимания и, главное, слияния певца и публики случаются редко и стоят дорогого. Коротич очаровал публику не только прекрасным голосом и проникновенным пением, но и романтическим вдохновением. Оно проявлялось как в песнях, так и в глазах певца. Они лучезарно светились многообразием богатых чувств и светлых настроений.

Виктор Коротич и Ольга Челова на заключительных поклонах

Виктор Коротич и Ольга Челова на заключительных поклонах

Вечер украсило выступление Ольги Человой. Одарённая пианистка внимательно аккомпанировала певцу и замечательно сыграла две сложнейшие пьесы фортепианного репертуара – «Скарбо» из сюиты М.Равеля «Ночной Гаспар» и Этюды-картины, опус 33 С.В.Рахманинова. «Скарбо» – это маленький гибеллин (лесной гном), беспокойный, скачущий и смеющийся, танцующий и поющийся в ночи и исчезающий непонятно куда. Гениальна, поэтическая музыка «Скарбо» порой приобретает иступленный характер и требует для исполнения фантастической виртуозности. Фортепианные этюды, составившие живописный цикл звуковых картин опуса 33, Рахманинов сочинил в расчете на филигранную виртуозность своих рук. Высказанные комментарии убедительно говорят о техническом потенциале О.Человой, которая уверенно отважилась на интерпретацию столь феноменальных произведений. В итоге каждая из этих пьес была исполнена в хорошем темпе и на высоком уровне. Пианистка успешно продемонстрировала своё отточенное мастерство и виртуозную технику. Особенно яркое отражение это получило в интерпретации этюда Рахманинова. Блистательный пианизм, музыкальный темперамент и богатая экспрессия Человой были по-достоинству оценены парижской публикой.
В завершении чудесного вечера восторженная публика устроила бурные и долгие овации Виктору Коротичу и Ольге Человой. С букетами красивых цветов они радостно дарили свои светлые улыбки необычайно чутким и благодарным слушателям.
Фото Виктора Игнатова, D.R.