МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА «FANDANGO» ТРИУМФАЛЬНО ОТКРЫЛА БИЕННАЛЕ ФЛАМЕНКО В ШАЙО
27/01/2020 – Виктор Игнатов
26 января – 13 февраля 2020, Chaillot – Théâtre National de la Danse, Paris.

Национальный театр танца Шайо четвёртый раз проводит Биеннале искусства фламенко. Нынешний сезон составляют 7 великолепных программ. В них поочередно выступят знаменитые солисты – Давид Кориа, Ана Моралес, Ольга Перисет, Ева Йербабуена, Росио Малина, Мари-Аньес Жило и Андрес Марин. Фестиваль открыл феноменальный спектакль «Fandango» – гениальное творение танцовщика Давида Кориа и певца Давида Лагоса. Главное достоинство постановки – завораживающая театральность гармоничного альянса виртуозного танца и страстного пения. Музыкально-танцевальное представление составляют яркие, драматически-напряженные картины, в которых искусство фламенко предстаёт в современной интерпретации. Высших похвал заслуживают 5 танцовщиков, певец и 3 музыканта.


Четвёртый фестиваль искусства фламенко в Париже, как и все предыдущие, организован Национальным театром танца Шайо совместно с Биеннале фламенко в Севилье. Нынешняя программа традиционно представляет широкую панораму искусства фламенко, включающую увлекательные встречи с многочисленными певцами, музыкантами и, конечно, блистательными солистами. Своими прекрасными танцами они украсят 6 фестивальных программ. Каждый солист выступит в новой постановке и продемонстрирует свою персональную манеру танца в сочетании с лексической новацией. Например, Ева Йербабуена, гастролировавшая недавно в Токио, включила в свою пьесу «Cuentos de Azucar» японскую музыку и пение Анны Сато, что причудливо преобразило традиционное фламенко. Ярким событием станет дебют дуэта звезды фламенко Андреса Марина и Мари-Аньес Жило, экс-этуали балетной труппы Парижской национальной оперы. Знаменитые артисты представят необычайно красивую, но очень аскетичную пьесу «Magma» в постановке Кристиана Риззо. Многие танцовщики выступят в эстетике традиционного фламенко. Некоторые солисты, известные как высококлассные исполнители, – это Давид Кориа и Ана Моралес, представят также свои хореографические постановки. Чрезвычайно интересным будет концерт выдающегося цыганского гитариста Томатито: он исполнит красивую программу в сопровождении своего секстета. На открытии Биеннале искусства фламенко в Национальном театре танца Шайо с триумфальным успехом состоялась мировая премьера спектакля «Fandango», авторами которого являются Давид Кориа и Давид Лагос – великие танцовщик и певец.

Давид Кориа

Давид Кориа

Давид Кориа родился в Севилье в 1985 году. Будучи артистом труппы Национального балета Испании, танцевал в хореографических спектаклях знаменитых Пилар Лопес, Медеи Маэстро Гранеро и Антонио Гадеса. Талантливый танцовщик сотрудничал со многими солистами – от Росио Малины до Рафаэлы Карраско, прежде чем стать артистом труппы Балет фламенко Андалузии в 2014 году. Три года спустя 29-летний Д.Кориа создаёт свой собственный творческий мир и особый исполнительский стиль, получивший отражение в пьесе «Encuentro», где театральный, но не повествовательный танец артиста иногда напоминает хореографические вариации Пины Бауш. На Фестивале фламенко в Хересе танцовщик и постановщик дважды становится лауреатом Приза публики за пьесы «Encuentro» (2017) и «Anonimo» (2019). В новой пьесе «Fandango» Д.Кориа связывает свою постоянно обновляющуюся эстетику с музыкой Д.Лагоса. Музыкант, родившийся в Хересе, оказывая дань уважения старинному пению «cante», записал два авторских компакт-диска, прежде чем начал заниматься разработкой новых путей в этом наследии, особенно плодотворно сотрудничая с выдающимся танцовщиком фламенко Израелем Гальваном. Его спектакль «Hodierno», музыкальная концепция которого служит основой для «Fandango», объединяет в перспективе наследие «cante» с миром электронной музыки. «Вместе мы пройдём пятьсот лет истории, музыки, жанра. Архаика, традиция, настоящее, будущее… В итоге – какая разница? «Fandango» – это музыка, это танцы … это фламенко!». Так объясняют свою концепцию авторы новой постановки.

«Fandango» – магия и театральность альянса танца, пения и музыки

Премьерный спектакль превзошел все ожидания и произвёл грандиозное впечатление. Это гениальное произведение многих талантов, среди которых главными творцами являются Д.Кориа – танцовщик, хореограф-постановщик, и Д.Лагос – певец, художественный руководитель. Благодаря их творческому содружеству и вдохновенному озарению, появился феноменальный спектакль, который стал не только важным событием, но и ярким открытием в искусстве фламенко. В чём же состоят главные достоинства и особенности нового спектакля? Прежде всего в захватывающей театральности органичного синтеза виртуозного танца, страстного пения и прекрасной музыки.
f1

Большой, насыщенный спектакль прекрасно выстроен из ряда сценических картин. Полуторачасовое представление магически разворачивается в аскетическом оформлении. На чёрной сцене высвечивается лишь красный круг – центральная арена «Fandango». В одной из картин спектакля красный круг закрывают огромным чёрным полотном, и в глубине сцены возникает освещённое пространство. Вначале в нём красиво сыпется с колосников мелкий песок, напоминая меланхолический дождь, затем там гипнотически разворачивается музыкально-танцевальное действие. Во всех других картинах в глубине тёмной сцены стоит звуковой синтезатор, возле которого сидят гитарист и саксофонист, но периодически они перемещаются по сцене. Участвующие в спектакле музыканты – Альфредо Лагос, Хуан Хименез и Даниэль Муноз, являются истинными талантами. По ходу представления они великолепно исполняют свои музыкальные сочинения и часто вступают в сценическое взаимодействие с певцом и танцовщиками. Важный вклад в организацию этих связей, а также в развитие сценического действия вносит монохромное освещение; его искусно придумала Глория Монтезинос.
FA5Согласно её световой партитуре на сумрачной сцене высвечиваются отдельные исполнители или их группы, что придает спектакля одновременно пленительную магию и впечатляющую театральность. Театральность является сценической основой как всей композиции представления, так и каждой её картины. Несмотря на драматургические различия картин, они, однако, органично связаны между собой. Это достигается благодаря искусной режиссуре, но, главным образом, за счёт смысловой нити – череды воспоминаний центрального персонажа, которого блистательно воплощает Д.Кориа. Периодически он покрывает голову белым платком и замирает. При этом на сцене возникают, словно ожившие воспоминания, танцевально-пластические видения, в которых солист исполняет страстные монологи и вступает в чувственные дуэты. Однако в них трудно ощутить развитие сюжета.

Сюжетную линию формируют многочисленные и глубокомысленные песни в превосходном исполнении Д.Лагоса. Они звучат поистине феноменально! Необычайно богатый, экспрессивный и сильный голос певца завораживает не только мощной энергетикой, но и духовным посылом. Именно мудрая песня открывает и закрывает спектакль. Каждая песня Д.Лагоса, исполняемая по ходу спектакля, становится сюжетом и смыслом новой хореографической картины, страстно и магически развиваемой танцовщиками и музыкантами. Исключением является лишь большая сценическая картина, которая возникает и гипнотически проистекает благодаря дивному звучанию только одного кларнета. Это происходит в тот момент, когда красный круг сцены исчезает под огромным чёрным полотном, а в глубине появляется светящееся пространство с «песочным дождем». Когда же живописный дождь угасает, на «песочный» ковер, покрывший сцену, выходит кларнетист, исполняя красивую вариацию на тему «Фавна» К.Дебюсси.
FZ6Под нежные романтические звуки кларнета появляется танцевальный квартет. Три танцовщицы в белых длинных юбках и танцовщик в строгом чёрном костюме мягко и синхронно движутся, пленяя элегантными линиями и сплетая пластические композиции. При этом движения ног прочерчивают на песочном ковре красивые узоры. Идиллическая картина меняется: кларнетист играет весёлые цыганские мелодии, а в танцевальный квартет вливается Д.Кориа, и начинается чудесная феерия фламенко в современной интерпретации. Нужно сказать, что модернизация танца фламенко осуществлена здесь чрезвычайно искусно и деликатно: хореографическая композиция, хотя и приобрела современный характер, однако в ней бережно сохранены главные каноны великих традиций. Браво!

Каждая картина спектакля соткана из многоликих танцев фламенко, и все они предстают на современный манер. Для столь широкой и важной модернизации лексики и стиля фламенко нужны не только знания, опыт, но и талант. Все это имеет 35-летний хореограф, что и позволило ему создать спектакль, который можно считать гимном искусству фламенко, воспетым в эстетике ХХI века. В то же время в новом спектакле есть глубокий философский смысл. Он исходит из текстов, проектируемых над сценой в ходе представления. В едином блоке поочередно предстают краткие высказывания великих испанцев; среди них – Фредерик Гарсия Лорка, Пабло Пикассо, Эмилио Льедо.
FA7Мировая премьера «Fandango» прошла с триумфальным успехом, и он связан, главным образом, с высоким искусством Д.Кориа. По ходу спектакля танцовщик исполнил множество номеров. Каждый раз он потрясал зрителей филигранной техникой и ярким артистизмом. Огненный и виртуозный танец Д.Кория описать невозможно, так как невозможно даже осознать бисерные дроби его каблуков, которые из-за огромной скорости исполнения сливаются в единые стремительные скольжения, излучающие дивные мелодичные трели! Невероятно сложные каскады взрывных движений, головокружительные вращения, эффектные позы, глубокие прогибы, красивые и волевые жесты… – всё в танце Д.Кория восхищает и завораживает! Солист ослепительно блистает в ореоле танцевального квартета, в котором участвуют великолепные артисты – Рафаэл Рамирэз, Паула Комитре, Флоренсия Оз и Марта Галвез. Каждый из них искромётно демонстрирует своё отточенное танцевальное мастерство в полной гармонии с феноменальным пением и превосходным звучанием дивной красочной музыки.
По окончании спектакля зрительный зал взорвался от лавины оваций. Восторженная публика, стоя, аплодировала, кричала и топала. Все 9 исполнителей вышли на сцену и овации стали разрастаться. Казалось, что им не будет конца. Это был грандиозный триумф гениального «Fandango»!
Credits Photos: Angel Montalban, Mauri Buhigas, Jean Couturier, D.R.