ЩЕЛКУНЧИК НА ЮБИЛЕЙНОМ ПРАЗДНИКЕ БАЛЕТА МОНТЕ-КАРЛО
03/01/2014 – Виктор Игнатов

Grimaldi Forum, MonteCarlo – Monaco

В преддверии нового года в конгресс-центре Grimaldi Forum состоялась мировая премьера двухактного балета «Щелкунчик и компания» в постановке Жана-Кристофа Майо. Этим спектаклем он отметил своё 20-летие на посту директора-хореографа Балета Монте-Карло. Юбилейное представление, созданное на музыку Чайковского, включало театрализованный танцевальный класс и забавную сказочную феерию с участием персонажей знаковых балетов Ж.-К.Майо. Спектакль был показан в сопровождении Филармонического оркестра Монте-Карло под управлением Николоса Брошо.

Танцевальный класс из первого акта

Балетные шедевры Чайковского – «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890) и «Щелкунчик» (1892) – привлекают почти каждого выдающегося хореографа. Многие из них мечтают создать свою хореографическую версию этой гениальной трилогии, но осуществить это удается лишь избранным. Жан-Кристоф Майо (его творческую биографию смотрите в статье «Академия Принцессы Грейс чествует Ж.-К.Майо») сумел поставить все три балета Чайковского, но существенно переработал их драматургию, поэтому они получили новые специфические названия – «Озеро», «Красавица» и «Цирковой Щелкунчик».

Первым появился «Цирковой Щелкунчик». Он был поставлен в 1992 году в Национальном хореографическом центре Тура, который в то время возглавлял Ж.-К.Майо. В 1999 году спектакль был восстановлен в Монте-Карло по случаю празднования юбилея Его Королевского Высочества Принца Ренье III, большого любителя и покровителя циркового искусства. Необычайно красочный и комичный спектакль был показан в знаменитом Шапито Fontvieille, где ежегодно проходит Международный фестиваль цирка. В течение месяца «Цирковой Щелкунчик» шел с невиданным аншлагом и принес Ж.-К.Майо полное признание в престижном звании хореографа княжества Монако.

Репетиция Эруди (Г. Коррадо) – этуали труппы

Мне посчастливилось быть на первом показе спектакля в Монте-Карло. Причем, Ж.-К.Майо пригласил на это представление меня вместе с Майей Плисецкой, с которой мы тогда находились в Ницце на Международном конкурсе Videodanse (М.Плисецкая возглавляла жюри). Впечатление от «Циркового Щелкунчика» было настолько ярким и сильным, что, спустя многие годы, я до сих пор испытываю сладостное головокружение от феноменальной фантазии Ж.-К.Майо и блистательного мастерства его артистов: превосходные солисты не только изумительно танцевали, но и  великолепно исполняли сложные цирковые трюки! Во время спектакля Майя откровенно хохотала от забавных реприз клоунады и восторженно аплодировала сказочным чудесам артистов. Для неё эта первая встреча с творчеством Ж.-К.Майо затем переросла во всеобщее обожание всей его хореографической деятельности. Для М.Плисецкой Ж.-К.Майо – самый интересный хореограф! Действительно, для публики спектакль «Цирковой Щелкунчик» был истинным праздником, а для хореографа – подлинным триумфом!

И вот теперь, 13 лет спустя, Щелкунчик вернулся в Монако, но уже по случаю празднования 20-летия Ж.-К.Майо на посту директора-хореографа Балета Монте-Карло. Для столь важной юбилейной даты Ж.-К.Майо, используя музыку Чайковского, сочинил новый забавный спектакль, назвав его «Щелкунчик и компания». Этот несколько странное и неясное название, однако, сценически оказался вполне оправданным. «Щелкунчик и компания» стал как бы итоговым спектаклем Ж.-К.Майо, отразившим не только широкую палитру и специфику его хореографического творчества, но и многожанровый диапазон исполнительского мастерства княжеской труппы.

Щелкунчик (Й.Вербрюгген) в пластиковом шаре  в эскорте «Ангелов-хранителей» (Ж и А.Оливейра)

Чтобы масштабно показать все достоинства своего стиля, хореограф, согласно своей давней привычке, коренным образом переделал либретто двухактного балета Чайковского-Петипа, созданного по сказке Гофмана и впервые поставленного в Мариинском театре в 1892 году. Спектакль «Щелкунчик и компания» по сути возрождает 20-летнюю историю Балета Монте-Карло и его репертуар, а также оказывает почести ведущим артистам, благодаря таланту которых Ж.-К.Майо обрел международную известность и признание.

Для своего нового творения хореограф оптимально выбрал дату премьеры – 26 декабря. Балет «Щелкунчик и Компания» был показан в радостной атмосфере Рождества в преддверии Нового 2014 года в зале Принцев Форума Гримальди. Среди многочисленной почетной публики присутствовали Суверенный князь Монако Альбер II с супругой, Принцесса Ганноверская Каролина и члены августейшей семьи.

ЛАБИРИНТЫ НОВОГО ЛИБРЕТТО

Фея Дроссельмейер (Б.Коппьетерс) на волшебных санях

Балет имеет пролог и эпилог, первый акт содержит 10 сценических картин, второй – 9.

Пролог: героиня истории (Клара) засыпает на следующий день после Рождества, то есть 26 декабря. Какая девочка не мечтает во сне стать звездой балета?

Первый акт разворачивается в танцевальной студии. Здесь идет класс артистов балетной труппы. Танцевальные экзерсисы, а затем  и  репетиции проходят под руководством родителей Клары: её отец – директор труппы, мать – хореограф. Клара забавляется с макетом театра, подаренным ей на Рождество. Она мечтает стать балериной, но её не принимают всерьез и не позволяют участвовать в танцевальном классе. Но один из артистов по имени Шарман не сводит глаз с Клары, он ей тоже очень нравиться. Появляются Маргерит и Эруди – звезды труппы. Их пытаются затмить в танце Зое и Фриц (брат Клары). Начинается репетиция классического балета, созданного хореографом труппы: движения женского ансамбля  напоминают знаменитую «Серенаду» Баланчина. Затем идет репетиция исторического балета «Курица и арбалет», поставленного директором труппы. Проказы Клары и Шармана мешают репетиции.

В сопровождении двух «Ангелов-хранителей» появляется сказочная Фея Дроссельмейер. Она всегда испытывала особую симпатию и нежность к Кларе. Элегантно и деликатно Фея приветствует всю труппу и отвечает на   комплименты. На следующий день после Рождества она преподносит артистам сюрприз – дарит забавного Щелкунчика. Он вносит хаос в репетиционный процесс и труппа разделяется на два враждующих клана.

Репетиционный день закончился. Все расходятся по грим-уборным. В студии остаются только Клара и Щелкунчик. Они резвятся возле макета театра. Благодаря волшебству Феи, он оживает, и герой могут мечтать о самом сокровенном. Кто-то выстрелил в Щелкунчика, он падает. Фея его воскрешает, ей удается объединить и враждующие кланы труппы вокруг милого Щелкунчика. Падает пушистый снег, и под этим романтическим покровом труппа отправляется навстречу со светлым будущем.

Сцена из второго акта с участием Феи Дроссельмейер (Б.Коппьетерс)

Второй акт происходит в сказочном мире. Фея устраивается в своих санях, похожих на большой прекрасный сундук. Щелкунчик там находит вдохновение для нового спектакля, «Правдивая история Клары», который в свою очередь является также историей Золушки, Красавицы (героини балета «Спящая красавица»), Девушки (из балета «Сон в летнюю ночь») и Джульетты – возлюбленной Ромео.

Золушка в исполнении Клары, неухоженная маленькая девочка, узнает от своих сводных сестер и мачехи, что Принц организует бал. Но Золушка не может на него пойти, потому что плохо одета. Фея Дроссельмейер своей волшебной палочкой превращает Золушку в Красавицу. Она отправляется на бал, и её сопровождают два «Ангела-хранителя».

Красавица-Клара должна встретиться со своими претендентами. В этот мир, где все красочно и радостно, все-таки проникает зло. Фея Карабос укалывает Красавицу, и та засыпает.

Фея Дроссельмейер превращает Щелкунчика в Пека (из «Сна в летнюю ночь») и поручает ему с помощью его волшебного цветка вернуть теплоту и чувственность заснувшей Красавице. Маленькие феи помогают Пеку-Щелкунчику в его миссии под контролем и при постоянном наблюдении Феи Дроссельмейер. Пек-Щелкунчик наливает любовный напиток в волшебный цветок.

Врывается банда чокнутых артистов; на свой манер они рассказывают трагическую историю Ромео и Джульетты. Фея Дроссельмейер наводит порядок и всех увлекает в танец, чтобы восторжествовала гармония и чувственность. Спящая Красавица просыпается от поцелуя её Ромео. Вдруг все окутала дымка…

Эпилог: И сели все это было только сном?

«ЩЕЛКУНЧИК И КОМПАНИЯ»: ПОСТАНОВКА И ИСПОЛНЕНИЕ

Король и Королева встречают Красавицу, на втором плане Фея Дроссельмейер

Над созданием спектакля Ж.-К.Майо работал, как всегда, со своими давними партнерами-единомышленниками: Бертран Майо дополнительно  сочинил музыку; Филипп Гийотель придумал костюмы; Доминик Дрийо поставил свет; Жан Руо помогал в разработке драматургии. Сценограф Ален Лагард начал сотрудничать с Ж.-К.Майо только в этом году.

Декорации первого акта воссоздают большую танцевальную студию:  здесь есть несколько баров для группового тренинга, передвижная стойка с театральными костюмами и мини-амфитеатр с лавочками для зрителей; на ярусе студии расположены многочисленные грим-уборные с зеркалами, окольцованными электролампами. Высокие стены украшают три огромные фотографии, на которых запечатлены Нижинский в роли Фавна, Баланчин и маленькая Принцесса Каролина на уроке танца, как бы символизируя её покровительство Ж.-К.Майо и Балета Монте-Карло. Несмотря на большое пространство танцевальной студии, она выглядит сумрачно и грузно. Причина тому – неудачно выбранный цвет стен: идея их стилизации под облицовку дубом никак не вяжется с общепринятыми нормами и традицией проведения танцевальных занятий при обилии света.

Во втором акте спектакля декорации танцевальной студии частично трансформируются и по ходу действия перемещаются по разные стороны сцены. При этом полностью открывается задник-экран, на котором возникают живописные видео-проекции заснеженного соснового леса, розовеющего в лучах восходящего солнца. Главным элементом сценографии здесь является красный макет театра, который, благодаря волшебству Феи Дроссельмейер, становится большим и чудотворным. Правда, внешние очертания этого сказочного макета все-таки слишком просты и реалистичны.

Спектакль выстроен с большим мастерством и фантазией, особенно успешно развернуты массовые сцены. Сценическое действие развивается ритмично и комично, напоминая праздничный капустник и феерический калейдоскоп. Основу хореографии составляет органичный синтез танца и цирка, балета и клоунады, юмора и баловства, включая пьесу театра кукол.

При постановке первого акта Ж.-К.Майо воспользовался широко известной концепцией театрализованного танцевального класса. Её успешно реализовали, в частности, Ганс Шпёрли и Владимир Малахов в своих постановках балета «Золушка». В спектакле «Щелкунчик и компания» Ж.-К.Майо представил танцевальный класс как пародию на мир дисциплины в балетной классике. Первый акт включает обилие забавных мизансцен и цирковых юморесок, а также комичные репетиции двух великих балетов. Несмотря на разнообразие и динамику сценического действа, этот акт казался все-таки тяжеловатым и затянутым. Но завершился он удивительно красиво: все его участники высыпали на сцену и с восхищенными лицами замерли, глядя на сверкающие золотисто-голубые снежинки, таинственно падающие с колосников.

Костюмированное дефиле

Второй акт производит большее впечатление. Сказочное действие открывает приезд на волшебных санях Феи Дроссельмейер. Необычайно интересно придумано и великолепно реализовано представление в театре кукол: под музыку русской плясовой артисты в масках на корточках  разыгрывают трагическую историю любви Ромео и Джульетты как комикс с элементами эротики. Потрясающе свершается театральное волшебство: на Клару в образе Золушки вдруг падает с колосников вуалевый луч золотистого света, а когда он исчезает, героиня спектакля появляется уже в образе Красавицы. Она отправляется на бал в сопровождении двух «Ангелов-хранителей»; под музыку испанского танца они грациозно исполняют причудливое трио.

Вальс снежинок открывает сказочно красивое дефиле балерин. Они завораживают сверкающими белыми платьями, вокруг которых искусно сплетено множество орбит с крупными перламутровыми  жемчужинами. В исполнении вальса участвуют не только ансамбль изящных балерин, но и ватага эксцентричных персонажей в ярких цирковых костюмах. Веселые и шаловливые они явились из балета Ж.-К.Майо «Сон» (по Шекспиру). Из того же спектакля возник и забавный Пек, в которого Фея Дроссельмейер превратила Щелкунчика. Пек лихо и ловко раскатывает по сцене на своем двухколесном волшебном цветке, способным погружать влюбленных в сладостный сон. Под музыку восточного танца Фея Дроссельмейер в дивном искрящимся хитоне чувственно и грациозно парит на руках полуобнаженных «Ангелов-хранителей». Трио артистов напоминает их гипнотический танец в «Шехеразаде» – истинном шедевре Ж.-К.Майо.

От укола Феи Карабос Клара-Красавица засыпает. Является сказочный Принц и целует Красавицу, но КАК? Поцелуй длится, кажется, вечность, подобно тому, как это было в балете «Красавица». Словно Ромео и Джульетта, юные герои, слившись в страстном поцелуе, катаются по сцене, проделывая эффектные каскады любовной акробатики. Затем идет их большой танцевальный дуэт с обилием впечатляющих  поддержек. Это па-де-де, самое яркое и экспрессивное по своей хореографии, становится апогеем спектакля! Над сценой медленно опускается с колосников огромная черная ткань. Благодаря раскрутке по вертикали, ткань приобретает форму гигантского смерча, и в нем исчезают герои, навеки замершие в объятиях. Эта мизансцена напоминала режиссерский ход, придуманный Ж.-К.Майо для финала балета «Озеро».

Для завершения счастливой сказки танцовщики устраивают парадное дефиле, обрядившись в  костюмы пони, тигров, птичек и дрессировщиков, сохранившиеся от «Циркового Щелкунчика». Наконец, как бы для исторического семейного фото все артисты вместе замирают на фоне золотистого занавеса со сверкающими звездами, напоминая финал циркового шоу. Одновременно в зрительном зале несколько участников спектакля устраивают грандиозный фейерверк из конфетти и серпантина. Вулканы золотистых конфетти бушуют и по обе стороны сцены. Этот феноменальный фейерверк стал финалом спектакля и празднества в честь 20-летия Ж.-К.Майо во главе Балета Монте-Карло.

Финальные танцы участников костюмированного дефиле

В представлении участвовали 35 замечательных артистов. Прекрасная и чувственная Бернис Коппьетерс с широкой артистической палитрой превосходно исполнила роль Феи Дроссельмейер. Великая балерина, лауреат международного приза «Benois de la Danse», завораживала изумительно красивым телом и уникальным танцевальным мастерством. Очаровательная и артистичная Анхара Баллестерос достойно воплотила образы Клары, Золушки, Красавицы и Джульетты. Партии Матери и Отца Клары, а также Королевы и Короля убедительно исполнили Мимоза Койке и Крис Роеланд. Энергичный и техничный Йерун Вербрюгген в образе Щелкунчика и Пека потрясал своим танцевальным и акробатическим мастерством. Партии Шармана, Принца и Ромео изумительно танцевал красавец Стефан Бургон. Образы «Ангелов-хранителей» блистательно воплотили пластичные и чувственные братья-бразильцы – Жорж и Алексис Оливейра. Интересно предстали и другие персонажи балета – Зое и Фриц, Эруди и Маргерит, Фея Сирени и Карабос, сводные сестры Золушки и мачеха, а также марионетки – Ромео и Джульетта, Тибальт, Меркуцио и отец Лоренцо.

Важный вклад в успех спектакля внес Филармонический оркестр Монте-Карло: под управлением Николаса Брошо он звучал превосходно. Нужно отметить, что фрагменты разной балетной музыки Чайковского, скомпонованные под либретто спектакля «Щелкунчика и компания», получили весьма специфическую трактовку, так как многие номера балета «Щелкунчик» теперь обрели новое драматургическое содержание и, соответственно, иную хореографическую форму по сравнению с традиционным спектаклем Чайковского-Петипа.

Публика Монако с энтузиазмом приняла новый спектакль Ж.-К.Майо, который стал своего рода праздничным итогом его хореографической деятельности во главе Балета Монте-Карло.

 Информация на сайте.

Crédit photos : Alice Blangero, Angela Sterling