БЕЖАР БАЛЕТ ЛОЗАННЫ С МЕЛОДИЕЙ ДИАНЫ ВИШНЕВОЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЕЧЕР В ПАРИЖЕ
5/03/2020 – Виктор Игнатов
26 – 29 февраля 2020, Palais de Congrès, Paris.

В парижском Дворце конгрессов триумфально прошли гастроли труппы Бежар Балет Лозанны под руководством Жиля Романа. Прославленный коллектив показал интересную программу. Её составили постановки Ж.Романа, созданные к 10-летию кончины М.Бежара и к 30-летию труппы, – балет «Т’М и вариации», дивертисмент «Бежар празднует Мориса», включающий фрагменты произведений великого хореографа. Программу украсило его «Болеро» на музыку М.Равеля. В магическом шедевре солировали Элизабет Рос и Жюльен Фавро – этуали труппы. 28 февраля партию Мелодии исполнила Диана Вишнева. Звезда Мариинского театра сосредоточенно танцевала 17-минутное соло, словно Избранница «Весны священной» И.Стравинского, а в апогее страстного финала разом воспламенила 4 тысячи зрителей!

Бежар Балет Лозанны – оплот всемирной славы гения!

Знаменитая труппа была создана в 1987 году, когда Морис Бежар покинул Théâtre de la Monnaie и Брюссель, чтобы начать новый творческий этап в Лозанне. Харизматический и прозорливый хореограф распустил легендарную труппу Балет ХХ века и через 6 недель сформировал новый коллектив Бежар Балет Лозанны. В 2017 году он отмечал двойной юбилей: 30-летие труппы и 10-летие со дня смерти её основателя. После кончины М.Бежара (22 ноября 2007 года) труппу возглавил Жиль Роман, который с 1979 года танцевал в Балете ХХ века. Более 30-и лет он блистательно исполнял ведущие партии во многих балетах М.Бежара. Прекрасно владея специфическим стилем и танцевальной лексикой великого хореографа, Ж.Роман уже многие годы не только тщательно восстанавливает в репертуаре труппы балетные шедевры М.Бежара, но и успешно создаёт свои собственные спектакли. Характеризуя труппу, Ж.Роман, в частности, сказал: «Главная наша задача – защищать и увековечивать дух Мориса Бежара, его произведения, которые публика очень любила и теперь продолжает смотреть с удовольствием. Но Бежар Балет Лозанны – это также труппа, состоящая из сорока танцовщиков, то есть группа людей, которая борется, чтобы жить и существовать в нынешнее время». Говоря о творческих принципах, Ж.Роман заявил: «Нами движет поиск нового и передача накопленного опыта. Прошлое нас питает, но я страстно устремлен в будущее. Я хочу поделиться с моими танцовщиками всеми удачами и удовлетворением, которые были в моей профессии, в частности то, что я приобрёл, работая с Морисом Бежаром».
В нынешнем сезоне, как и прежде, труппа Бежар Балет Лозанны гастролирует по многим странам Европы и Азии. Среди них – Греция, Бельгия, Испания, Китай, Литва, Румыния, Франция, Швейцария, Эстония, Япония. Гастрольное турне составляют 8 произведений М.Бежара и три постановки Ж.Романа. С 8 по 11 ноября 2019 года труппа выступила на сцене Королевской оперы Версаля и показала программу, включающую произведения М.Бежара – «Брель и Барбара», «Болеро», и новый балет Ж.Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением». 29 и 30 ноября труппа триумфально открыла 22-й Фестиваль танца в Каннах: на сцене Дворца фестивалей были дважды представлены постановки Ж.Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением» и «Бежар празднует Мориса» (читайте рецензию в «Музыкальной афише»). Теперь, три месяца спустя, высокопрофессиональный коллектив выступил на сцене парижского Дворце конгрессов и прекрасно исполнил постановки Ж.Романа «Т’М и вариации» и «Бежар празднует Мориса», а также «Болеро» – гениальное творение М.Бежара.

«Т’М и вариации» – хореографический дивертисмент на тему любви

Танцует мужской квартет

Танцует мужской квартет

Согласно слов Ж.Романа, его балет является «хроникой праздничного дня и одновременно объяснением в любви Морису Бежару и жизни». Представление интересно развивается в праздничной атмосфере, которую в значительной степени формирует звуковое сопровождение. Его главными творцами являются великолепные музыканты – ДжВ Мейер и Тьерри Хошстаттер (Citypercussion). Они находятся в глубине сцены на обширной платформе, заставленной множеством ударных и электронных инструментов. По ходу представления музыканты часто играют и даже пританцовывают, внося свою динамику в звуковое сопровождение, насыщенное разнохарактерными ритмами в сочетании с гулом, шумом и скрежетом. Периодически звучит фонограмма, воспроизводя записанные на ней фрагменты музыкальных произведений, которые сочинили и исполняют Ник Кейв и Уаррен Эллис. Нужно сказать, что, несмотря на эклектичность звукового и музыкального сопровождения, оно не только идеально взаимосвязано с танцевальным действием, но и получает в нём образное, а также экспрессивное воплощение. Достойный вклад в праздничность дивертисмента вносят сценические костюмы и многоплановый свет, авторы которых, соответственно, Энри Давилла и Доминик Роман.
Балетное действие разворачивается как многоликий дивертисмент; его составляют 14 танцевальных картин, объединённых темой любви. Каждая картина является хореографической зарисовкой, отражающей разнохарактерные взаимоотношения между современными персонажами. 27 артистов, одетых в разноцветные спортивно-театральные костюмы, весело разыгрывают миниатюры, выстроенные в свободной и увлекательной манере. Они насыщены беззаботными играми и забавами, милыми проказами и шутками. По своей стилистике и лексике танцевальные картины поставлены своеобразно: они искусно сплетены из простых, но оригинальных движений и представляют собой динамичные композиции, объединенные жизнерадостной лучезарностью. В хореографических миниатюрах Ж.Романа периодически проявляются характерные особенности творчества М.Бежара. Более того, преданно следуя его стилистике, Ж.Роман завершает многие картины балета эффектными скульптурными композициями. Скажем, в первой картине бравый танцовщик театрально замирает, удерживая на себе сразу трёх танцовщиц, а в следующей картине любовное трио, которое комично разыгрывается на лавочке, заканчивается исчезновением девушки и нежданным поцелуем парней. Несмотря на созвучие хореографии Ж.Романа с творчеством М.Бежара, его приемник успешно развивает свою собственную танцевальную лексику. Её основу составляют изящные и выразительные жесты, мягкая и чувственная пластика, а также оригинальные связки и акробатические композиции, в которых артисты периодически замирают, пленяя причудливыми формами.

Мужской дуэт: исполняют В.Пансини и Г.А.Рюиз (справа)

Мужской дуэт: исполняют В.Пансини и Г.А.Рюиз (справа)

Хореографический дивертисмент включает соло, четыре дуэта, два трио, квартет, квинтет, секстет, октет и два ансамбля (16 и 32 исполнителя). Они предстают в разной последовательности и создают единый органичный поток очаровательных миниатюр, отличающихся по характеру, настроению и хореографии. Справедливости ради, нужно сказать, что среди 14-и картин есть как более, так и менее интересные. Истинное восхищение, например, вызывает мужской дуэт с обилием высоких батманов и эффектных па, затейливых сплетений и танцевальной акробатики. На представлении 28 февраля дуэт обворожительно исполнили высокотехничный бельгиец Габриэл Аренас Рюиз и необычайно музыкальный итальянец Вито Пансини. В других номерах зрители могли быстро узнать Вито по его исключительно яркой экспрессии и пластике, а также по тому, что у него единственного среди исполнителей была задрана штанина на левой ноге.
Балет захватывает множеством картин, в которых проявляется хореографическая фантазия и лексическая новация Ж.Романа. В то же время в некоторых картинах ощущается досадное однообразие и дефицит танца. В частности, картина с участием 16-и девушек не производит сильного впечатления, так как её оригинальная концепция не получает должного танцевального развития. Под мелодичные звуки клавесина и странные шумы на сцене появляются танцовщицы в белых халатиках и с фиксированной на голове балетной туфелькой. Вскоре они объединяются в ансамбль, сплетают из тонких лент графические орнаменты и устраивают девичьи игры, но среди этих забав так не сложился красивый танец. Балетные туфельки стали темой сольного номера, поставленного специально для Элизабет Рос, и она хорошо разыграла очаровательную миниатюру. Знаменитая балерина появилась на сцене лишь в одной туфле; вторая стопа была босой.

Милые забавы женского ансамбля

Милые забавы женского ансамбля

Под бурное струнное сопровождение музыканта Элизабет пыталась что-то танцевать, но при этом только странно ковыляла. Поняв несостоятельность такого выступления, она решительно сняла балетную туфлю и собралась покинуть сцену, но музыкант преподнес ей вторую туфлю и начал играть более мелодично. Балерина одела обе туфли не на стопы, а на кисти рук и с наслаждением стала танцевать ими на полу, подобно тому, как это делал Луиджи Бонино, чудесно исполняя номер «Мягких туфелек», которой гениально поставил для него знаменитый хореограф Ролан Пети. В следующем номере выступила грациозная японка Мари Охаши с партнером. В элегантных голубых костюмах артисты великолепно представили па де де под ритмичную музыку азиатского колорита. В незатейливом танцевальном дуэте балерина пленяла изяществом певучих рук, а также высоким и широким шагом. Это был единственный номер с неоклассической лексикой, исполненной на пуантах.
Поистине феноменально Ж.Роман завершает представление. На сцене поочередно появляются его участники, танцуя фрагменты своих миниатюр. В масштабном финале огромную сцену Дворца конгрессов заполняют все артисты труппы. Они формирую гигантскую пластическую фреску и пылко жестикулируют, графически как бы выписывая своими кистями послания, в которых, конечно же, читается объяснение в любви к М.Бежару. Публика чутко воспринимает это коллективное выражение артистических почестей великому хореографу, и в зале вспыхивают бурные овации!

«Бежар празднует Мориса» – ода танца в честь великого хореографа

После антракта предстала хореографическая феерия, которую Ж.Роман охарактеризовал так: «Это не столько дань уважения, сколько плотский, танцевальный диалог между труппой и её покойным создателем». В широкую панораму творчества хореографа Ж.Роман включил фрагменты не из десяти балетов, как обычно, а только из шести, так как в финале предстало легендарное «Болеро».

Фрагмент балета на музыку Первой симфонии Бетховена

Фрагмент балета на музыку Первой симфонии Бетховена

Нельзя сказать, что все показанные фрагменты были выбраны из самых знаковых постановок. Некоторые из них хорошо известны публике, другие мы не видели давно. Несмотря на это замечание, встреча с ними оказалась приятной и волнительной, так как они возродили в памяти целый ряд прекрасных произведений великого хореографа. К тому же разные фрагменты, собранные в едином представлении, позволили показать творческий диапазон и многообразие источников вдохновения М.Бежара, его животворную энергию и волшебную магию, которая всегда восхищала и полностью захватывала каждого зрителя.
В прологе представления на сцене появился молодой танцовщик. Стоя у бара, тренировочного станка, он старательно проделывал традиционные упражнения балетного класса, как бы цитируя М.Бежара, который считал и говорил, что «бар и балетный класс – основа искусства танца». Подтверждением этой принципиальной позиции хореографа является высокое мастерство артистов труппы. Одаренные воспитанники разных танцевальных школ, благодаря ежедневным балетным классам, неустанно совершенствуют свою технику, которую успешно продемонстрировали в ходе выступления на сцене парижского Дворца конгрессов.

«Гелиогабал»: исполняют А.Аршибальд и А. Лё Моаль

«Гелиогабал»: исполняют А.Аршибальд и А. Лё Моаль

Многоликий дивертисмент «Бежар празднует Мориса» открыла масштабная хореографическая фреска на музыку Первой симфонии Людвига ван Бетховена в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна. В чёрно-белых академических костюмах многочисленные молодые артисты ослепительно сверкали в красивых полётных вариация, демонстрируя свою технику и мастерство выступления в ансамбле. В роскошном параде искусства танца каждый исполнить максимально проявил свои способности, что позволило составить коллективный портрет лозаннской труппы. В эффектном финале все артисты скульптурно замерли в красивых позах, а в огромном зале вспыхнули горячие аплодисменты.
После хореографического пиршества балетной неоклассики предстал двойной экзотический дуэт «Гелиогабал», поставленный в эстетике африканского фольклора. Под ритмичные звуки тамбура и народную мелодию Чада танцевальный номер, талантливо созданный из причудливых акробатических связок, превосходно представили необычайно пластичные и гибкие Аланна Аршибальд и Антуан Лё Моаль, Карме Андрес и Федерико Матетиш.

 «Im chambre séparée»: танцуют Э.Рос и Ж.Фавро

«Im chambre séparée»: танцуют Э.Рос и Ж.Фавро

Высшее наслаждение доставила романтическая миниатюра «Im chambre séparée» («В отдельной комнате»), в которой выступили прекрасные этуали труппы – Элизабет Рос и Жюльен Фавро. Их вдохновенный танец и высочайшее исполнительское искусство произвели самое сильное впечатление. Под чудесную арию из оперетты Рихарда Хойбергера «Бал в опере», которую обворожительно пела Элизабет Шварцкопф, артисты в голубых костюмах влюбленно парили, восхищая изяществом и красотой музыкальных линий и грациозных па. Э.Рос чаровала изящным кокетством и волшебством нежных рук, Ж.Фавро восхищал пластической магией и лучезарной улыбкой. Под зажигательную польку Иоганна Штрауса (опус 214) в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Карла Бёма выступил прыгучий японец Масайоши Онуки. Он игриво и задорно станцевал очаровательный номер «Und so weiter». Великолепно предстала картина еврейской свадьбы из балета «Дибук» (1988). Дуэт новобрачных превосходно исполнили чувственная Жасмин Каммарота и пластичный Вито Пансини. Под ритуальное пение и фольклорные мелодии артисты в еврейских нарядах грациозно сплетали затейливые композиции, согласно старым традициям.

«Дибук»: танцуют Ж.Каммарота и В.Пансини (слева)

«Дибук»: танцуют Ж.Каммарота и В.Пансини (слева)

Под мелодичные трели кларнета и скрипки Жасмин и Вито радостно блистали в быстром жизнерадостном танце, искусно сотканном из типично еврейской танцевальной лексики. В финале картины артисты картинно замерли в причудливой кольцеобразной скульптуре. Тонким юмором и беззаботным озорством искрился дуэт из бравурной «Россинеаны», поставленной на музыку оперы Джоаккина России «Шёлковая лестница». Дуэт чудесно исполнили необычайно лёгкие и техничные Квинтен Гуильямас и Лерой Мокгатл. С обнаженными торсами и большими белыми воротниками они весело демонстрировали элегантные прыжки и вращения, чаруя виртуозным мастерством и лучезарной молодостью.
Напряжение в зрительном зале выросло на несколько порядков, когда четыре техника выкатили на открытую сцену большой красный стол для «Болеро». Затаив дыхание, публика с нетерпением ждала центрального события – появления Дианы Вишневой, русской суперзвезды, которая прилетела в Париж только для одного выступления в легендарном «Болеро».

«Болеро» – бессмертный шедевр М.Бежара

Д.Вишнева в финале «Болеро», Большой театр России (2015)

Д.Вишнева в финале «Болеро», Большой театр России (2015)

Гениальное творение великого хореографа впервые представила труппа Балет ХХ века 10 января 1961 года в Брюссельском королевском театре де ла Монне. На премьере центральную партию Мелодии танцевала Душка Сифниос. Затем в исполнении этого хореографического шедевра участвовали некоторые солисты труппы и великие артисты, в частности, аргентинский танцовщик Хорхе Донн и русская балерина Майя Плисецкая. С течением времени список солирующих артистов увеличивается. Теперь партию Мелодии прекрасно танцуют Жульен Фавро и Элизабет Рос – этуали труппы Бежар Балет Лозанны. В ходе нынешних гастролей в Париже, наряду с этими солистами, центральную партию исполнила (28 февраля) и Диана Вишнева – звезда Мариинского театра. Она уже танцевала «Болеро» в Лозаннской опере (2013), в Мариинском театре и Большом театре России (2013 и 2015). Нужно сказать, что после М.Плисецкой, которая в 1975 году триумфально исполнила «Болеро» с труппой Балет ХХ века в Брюсселе, Д.Вишнева стала первой и пока единственной русской балериной, удостоенной высокой чести солировать в «Болеро» с труппой Бежар Балет Лозанны. Хореографический шедевр, созданный М.Бежаром на музыку М.Равеля, длится всего 17 минут, однако требует от исполнителя центральной партии пластической магии и обольстительной чувственности, переходящей в сексуальный азарт и экстаз. Чтобы полноценно выразить эту пьянящую эволюцию страсти, исполнитель должен обладать особым талантом и быть яркой личностью, способной зажечь сердца и души как партнеров, так и зрителей. «Болеро» М.Бежара привлекало и привлекает выдающихся артистов, так как в этом шедевре можно не только полностью раскрыть свой артистический потенциал, но и войти в историю искусства танца. Нужно вспомнить выступления Сильви Гилем, Мари-Аньес Жило, Николя Ле Риша, Жозе Мартинеза – именитых этуалей Парижской национальной оперы. Каждый из них, танцуя партию Мелодии, придавал ей личностную окраску, в которой отражался характер, темперамент и творческий масштаб исполнителя. В связи с этим интерпретация каждого большого артиста чрезвычайно интересна персональной нюансировкой и искренностью, а главное, эмоциональностью и духовной наполненностью.

Д.Вишнева в «Болеро», парижский Дворец конгрессов (2020)

Д.Вишнева в «Болеро», парижский Дворец конгрессов (2020)

Это относится и к выступлению Д.Вишневой в Париже. Талантливая балерина отразила в партии Мелодии свое понимание хореографии М.Бежара и ощущение музыки М.Равеля. Накануне представления Д.Вишнева написала на своём сайте: «Семь лет назад, 17 февраля 2013 года, я впервые танцевал легендарное «Болеро» в Лозанне. Помню моё волнение, ощущения причастности к чему-то особенному. Я – в сердце балета Мориса Бежара, исполняю одно из главных его произведений. Сейчас замечаю, что в тот день ещё только «примерялась» к «Болеро», искала свою Мелодию. Сегодня, в преддверии моего выступления в Париже, я с другим пониманием подхожу к этому магическому балету. Ты меняешься внутренне, и одновременно изменяется твоя жизнь в этом произведении. А эмоции от первого выступления – они со мной до сих пор».
43-летняя балерина прожила множество сценических жизней. К парижскому выступлению в «Болеро» она серьёзно подготовилась, и это проявилось в идеальной четкости её графических рук, сломанных запястий и пульсирующих бедер, столь характерных для танцевальной лексики М.Бежара и абсолютно неприемлемых в балетной классике. Жёсткие линии Д.Вишневой подчеркивали психологическую остроту и внутреннее напряжение, искусно сдерживаемое, благодаря постоянному контролю и глубокой концентрации. В своей интерпретации балерина связала расцвет и торжество Мелодии с обречённостью Избранницы в жертвенном обряде «Весны священной» И.Стравинского. Балерина сосредоточенно танцевала свою партию, как бы в медитации, не взирая на десятки парней с обнаженными торсами, что расположились на стульях по периметру сцены, чтобы в финале ринуться в экстазе на красный стол, где непрерывно пульсировала прекрасная танцовщица. Однако Мелодия Д.Вишневой стремилась не обольстить танцовщиков, а восхитить зрителей, что балерине явно удалось. По окончании «Болеро» в гигантском зале Дворца конгрессов вспыхнули бурные овации: 4 тысячи зрителей восторженно приветствовали Диану Вишневу. Почитатели балерины преподнесли ей букеты жёлтых и бордовых роз, что во Франции случается крайне редко. Театральный занавес открывали множество раз: на бесчисленные поклоны выходили Диана Вишнева, Жиль Роман и танцовщики. Все они широко улыбались, радуясь большому успеху, а публика, стоя, долго аплодировала!

Д.Вишнева и Ж.Роман (слева) на поклонах, парижский Дворец конгрессов

Д.Вишнева и Ж.Роман (слева) на поклонах, парижский Дворец конгрессов

Анонс уникального события

С 12 по 17 июня 2020 года в Лозанне на Арене Vaudoise состоится показ грандиозного балета М.Бежара «Девятая симфония», созданного в 1964 году на музыку одноименной симфонии Л. ван Бетховена. В каждом представлении участвуют 250 танцовщиков, музыкантов и певцов – это артисты трупп Бежар Балет Лозанны и Балет Токио, оркестранты Симфониетты Лозанны и хористы коллектива PROARTE LAUSANNE. Балет «Девятая симфония» будет показан и в Токио, но раньше – с 25 по 29 апреля 2020 года. Затем 16 и 17 мая в столице Японии предстанут произведения М.Бежара «Болеро», «Брель и Барбара» и балет Ж.Романа «Люди почти всегда увлечены своим воображением».
Crédits photos: Gregory Batardon, Ilia Chkolnik, Lauren Pasche (BBL), DR