ЛУЧЕЗАРНОЕ «СОЗВЕЗДИЕ» АЛОНЗО КИНГА
16/12/2013 / Виктор Игнатов

Théâtre National de Chaillot, Paris

Событием сезона стало первое выступление в Париже американской труппы Alonzo King LINES Ballet. На сцене Национального театра Chaillot с огромным успехом был показан балет «Constellation» (Созвездие) – феноменальное творение хореографа Алонзо Кинга и сценографа Джима Кампбелла. Завораживая таинством православных песнопений, дивным звучанием рояля и голоса певицы, спектакль восхищает изысканной красотой причудливых танцев и авангардной эстетикой световых инсталляций.

 

Особо ярким событием этого сезона стало первое выступление в Париже американской труппы Alonzo King LINES Ballet, недавно отметившей свое 30-летие. На сцене Национального театра Chaillot с огромным успехом был показан двухактный балет «Constellation» (Созвездие) – феноменальное творение хореографа Алонзо Кинга и сценографа Джима Кампбелла. Завораживая таинством православных песнопений, дивным звучанием рояля и голоса певицы, спектакль восхищает изысканной красотой причудливых танцев и авангардной эстетикой световых инсталляций.

 Закончив блистательную карьеру танцовщика в знаменитой труппе Алвин Эйли Американский Балетный Театр, Алонзо Кинг обосновался в Сан-Франциско и в 1982 году основал там свою труппу LINES Ballet. Исповедуя современную технику танца и восхищаясь балетами Баланчина, А.Кинг, благодаря свому хореографическому таланту и яркой новации, а также классической подготовке своих артистов, сумел творчески развить и реформировать балетное искусство, придав ему пылкую чувственность и трепетную лучезарность. Творчество А.Кинга является органическим синтезом неоклассики и авангарда, традиции и современности.
А.Кинг активно сотрудничает с мастерами разных жанров. Среди них известные композиторы, музыканты и художники, в частности, джазовый саксофонист, ударник-виртуоз, драматический актер, китайские монахи Шаолин. А.Кинг создал около сотни постановок, ряд его пьес вошли в репертуар многих трупп мира. Он работает в разных творческих сферах – в опере, кино и на телевидении. Хореограф поставил несколько пьес для знаменитой балерины Натальи Макаровой и выдающегося актера Патрика Швайзе. В качестве приглашенного балетмейстера А.Кинг работал в труппа Национального Балета Канады, Балета Монте-Карло и Балета Сан-Франциско. В октябре 2008 года мэр Сан-Франциско Гевин Ньюсом вручил ему ежегодную премию Mayor’s Art Award, провозгласив А.Кинга «сокровищем Сан-Франциско».

В ходе каждого сезона труппа Alonzo King LINES Ballet дважды показывает свои программы в Сан-Франциско, много гастролирует в США и за границей. В 2009 году состоялось первое турне по Европе. С этого времени труппа получает финансовую поддержку от Fondation BNP Paribas, щедрого французского мецената. Помощь предназначена для создания новых спектаклей и развития педагогических проектов. В частности, благодаря поддержке Фонда за последние три года 600 танцовщиков и 71 хореограф смогли пройти профессиональную подготовку в труппе и её школе.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ И СВЕТОВЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

С 2009 года и с большим успехом труппа Alonzo King LINES Ballet гастролирует во Франции, но она никогда не была в Париже. Поэтому на её выступления в Национальном театре Chaillot все билеты были раскуплены заранее. Ожидания парижан более чем оправдались, так как они увидели поистине потрясающий спектакль «Созвездие». Он был создан в прошлом году к 30-летию труппы.

Чем же потрясает «Созвездие»? Уникальным созвездием великих талантов! Спектакль родился благодаря встречи и сотрудничеству А.Кинга со световым скульптором Дж.Кампбеллом, который создает и развивает новые технологии по «улавливанию» движений. Сценограф искусно придумал множество светящихся электронных табло, которые органично интегрированы в декорации – разного рода заставки и экраны. Богатую коллекцию сценографических аксессуаров составляют мозаичные картины и ковры, созданные из электрических ламп, многочисленные световые панели с движущимися тенями, шторы из светящихся гирлянд. Причем важно, что все это световое разнообразие не просто декоративные аксессуары, а неотъемлемая часть сценического действия: на подмостках непрерывно идет причудливая игра – артисты загадочно взаимодействуют с декорациями и со световыми инсталляциями. В игре между телом и электронными проекциями станавливается диалог; движения умножаются на световых табло, находящихся в глубине сцены. «Созвездие» предлагает взгляду захватывающее фантастическое танцевальное действо; благодаря световым инсталляциям Дж.Кампбелла оно приобретает новую глубину, масштабность и театральность.

Сценическое пространство, залитое потусторонним зеленым или синим свечением, является как бы артистической вселенной, в которой появляются и исчезают удивительные световые инсталляции и таинственные танцевальные образы. В прологе спектакля под живое звучание голоса певицы за полупрозрачной вуалью сценической заставки возникают, словно в космической дали, светящиеся мини-сферы. Они парят над задымленной сценой и как бы составляют магическое Созвездие любви, олицетворяя суть и смысл спектакля. В световом созвездии грациозно скользит, как розовая туманность, одинокая танцовщица: в купальнике телесного цвета она, словно волшебница, как бы пробуждает пространство красоты и тайны. Светящиеся мини-сферы не только играют самостоятельную роль, но и являются связующими элементами как между артистами, так и их танцевальными номерами. В ходе спектакля мини-сферы то появляются, то исчезают: они составляют разные созвездия, то перекатываясь по сцене, то паря с артистами в танце, то попадая в руки певицы, выходящей на сцену.

Танцевальное действо прекрасно составлено из дивных соло, дуэтов и трио, которые изящно перетекают в причудливые ансамбли. Потрясающее впечатление производит богатая танцевальная лексика: она чарует своей
текучестью и музыкальностью, новацией и красотой. Все танцы похожи на тончайшие кружева, изящно сплетенные из совершенно новых движений и пластических связок. Кажется, что их сочинил не просто хореограф сфеноменальной фантазией, а великий посланник иного мира. В танцевальной стилистике А.Кинга, весьма изысканной и специфичной, все-таки явно ощущается благотворное влияние как рафинированной неоклассики Баланчина, так и пламенного афро-американского модерна Эйли. Пластичные и текучие вариации, искусно сочиненные А.Кингом, хотя и включают в себя отдельные элементы балетной классики, но они так интересно трансформированы и настолько усложнены, что все это составляет новый тип танца – прекрасное хореографическое детище ХХI века.

По ходу представления чрезвычайно сильное впечатление производят три большие танцевальные картины, в которых гипнотически звучат на русском языке фрагменты православной литургии в превосходной записи с церковным эхом. «Во имя Отца и Сына и Святаго духа, отныне и навеки веков, с миром Господу Богу помолимся…» – одухотворенный речитатив священника в сопровождении дивного пения хоров останавливал дыхание публики в зрительном зале. Фрагменты литургии звучат очень долго: в молитвенной атмосфере религиозного поклонения плавно и органично проистекают танцевальные вариации, чаруя божественной красотой и волшебной гармонией.
Спектакль идет в сопровождении прекрасных вокальных сочинений Генделя, Вивальди и Штрауса. В «Созвездии» звучат мелодичные фортепьянные пьесы Арво Пярта, а также новые музыкальные композиции Бена Джуодвалкиса и Лесли Стука. Важной особенностью спектакля и его ярким достоинством является активное участие в танцевальном действии оперной певицы и солирующего пианиста. Каждый из них, соответственно Майя Махиани с широким, богатым меццо-сопрано и Хадлей МакКарролл с поэтическим отточенным пианизмом, своим высоким искусством не только создает на сцене атмосферу живого вдохновения, но доставляет истинное наслаждение публике. По окончании спектакля на поклонах певица и пианист заслуженно получили долгие овации.

Балет «Созвездие» исполняли все 12 артистов труппы: они восхищали своим танцевальным мастерством и феноменальной пластикой, широтой и многообразием амплитуды музыкальных и динамичных движений. Благодаря абсолютной гармонии и полному взаимопониманию ансамбль артистов производил впечатление единой и дружной танцевальной семьи с удовольствием демонстрирующей дивные хореографические иллюзии, талантливо придуманные А.Кингом.
Балет «Созвездие» с его чудотворным и обворожительным синтезом танца, вокала, музыки, литургии и световой сценографии прошел в Париже при полном аншлаге и с настоящим триумфом!

Информация и график гастролей на сайте.

Credit photos: Margo Moritz, RJ Muna