СЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА – В СЕРЦЕ ФРАНЦИИ СТАРТОВАЛ НОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
03/08/2020 – Виктор Игнатов
10 июля – 30 августа 2020, Festival OuVERTures, Ile de France.

В крупнейшем регионе Иль-де Франс появился изумительный летний фестиваль под названием OuVERTures, что означает «открытия среди зелени». В первом его сезоне на разных сценах в окружении природы состоится 56 концертов, в которых выступят 10 ансамблей – основателей этой уникальной музыкальной манифестации. Важным событием фестиваля стал концерт «Сарабанда». Он проходил 29 июля в Зелёном театре Экуанского замка (XVI век), находящегося возле Парижа. Программа, составленная из сочинений И.С.Баха, Ж.-М.Леклера и Ж.Мореля, прозвучала великолепно в исполнении музыкантов ансамбля Le Baroque Nomade: Ирис Токабенс (виола де гамба), Зденка Остадалова (клавесин) и Жан-Кристоф Фриш (флейта) пленили слушателей своим высоким мастерством и утончённым стилем.


В поиске выхода из кризисной ситуации, сложившейся в мире музыки из-за пандемии коронавируса, крупнейший регион Иль-де-Франс проявил важную инициативу и создал масштабный фестиваль с символическим названием OuVERTures. Культурно-экологическая манифестация родилась в июне нынешнего года на основе коллективной воли 10-и музыкальных коллективов региона – членов Федерации специализированных вокально-инструментальных ансамблей (Fédération d’Ensembles Vocaux et Instrumentaux Spécialisés – FEVIS). Эта гуманная акция солидарности является ответом музыкантов на кризис, вызванный Ковидом-19, который заставил замолчать столь важный сектор мировой культуры.
fest1Фестиваль OuVERTures ориентирован на местную публику. Все его участники обязуются соблюдать хартию защиты окружающей среды, которую подписал FEVIS. Фестивальные мероприятия проводятся, главным образом, среди зелёных насаждений и в населённых пунктах, окруженных богатой природой. Ансамбли, принимающие участие в фестивале, приглашают друг друга для совместных выступлений в знак солидарности, чтобы создать эстетический маршрут и предложить всем жителям региона Иль-де-Франс открыть многие аспекты как музыкального наследия, так и современного творчества. Каждое артистическое предложение сформулировано вне инструкций и тематики. Все участники фестиваля имеют полную свободу для творчества без ограничения фантазии.
Программа первого сезона OuVERTures включает 56 концертов десяти ансамблей – основателей фестиваля. Среди них Alla francesca, TM+, Ensemble Zellig, La Tempesta, Le Cercle de l’Harmonie, Опера Фуоко, Симфонический оркестр Divertimtnto, Pulcinella, Sequenza 9.3 и Le Baroque Nomade. Ансамбли имеют широкий репертуар – от средневековой до современной музыки, включая барокко, романтизм и фольклор. В ходе концертов состоится обсуждение исполняемых произведений со слушателями.

Alla francesca Ансамбль, созданный в начале 1990-х годов, занимается популяризацией сочинений для солирующих инструментов и голосов. написанных в период между XI – XVI веками. Под руководством Бриджит Лесне коллектив выступает в разных формах – от дуэта или трио до более десяти музыкантов и певцов. Ансамбль, приглашаемый на крупнейшие французские и европейские фестивали, гастролировал во многих странах – в Австралии, Азербайджане, Канаде, Колумбии, Индии, Марокко, Мексике, Новой Зеландии, России, США и Туркменистане. Коллектив удостоен ряда наград и имеет обширную дискографию. В нынешнем году в издательстве Paraty вышел его восемнадцатый диск – « Variations amoureuses » (« Влюбленные вариации »). Alla francesca с момента своего создания участвует в деятельности Парижского центра средневековой музыки.

Ансамбль TM+  Коллектив составляет необычайно разносторонняя группа, включающая 21 музыкантов, к которой присоединились ещё около 15-и инструменталистов. В течение 30-и лет Ансамбль TM+ занимается разработкой требовательного и глубокого подхода к интерпретации произведений как прошлого, так и современности. В рамках многожанровых проектов музыканты плодотворно сотрудничают с театральными режиссерами и хореографами. В 1996 году коллектив получил резиденцию в Нантере. Ансамбль ТМ+ регулярно выступает на национальных сценах и фестивалях, а также в оперных театрах и на многих многопрофильных площадках, периодически гастролирует в странах Европы и Америки.

Ensemble Zellig  Ансамбль основан в 1999 году музыкантами Сильвией Ленци и Этьеном Ламезоном, а также композиторами Гуалтьеро Дацци и Тьерри Пеку. Коллектив объединяет известных солистов – камерных музыкантов, увлеченных приключениями и исследованиями. Художественным руководителем ансамбля является Иван Моран – сценограф, актёр и режиссер, который в течение 15-и лет возглавлял разные национальные объединения. Каждый сезон он приглашает в качестве своего « помощника » молодого композитора для выполнения его творческих заказов. Ансамбль выступает по всей Франции и на самых престижных фестивалях. Музыканты гастролировали в США, Португалии, Мексике, Эквадоре, Италии, Испании, Исландии, Колумбии и Чехии. Многочисленные записи ансамбля Zellig завоевали признание критиков.

Ensemble La Tempesta  Патрик Бисмут объединил вокруг себя опытных и талантливых музыкантов, чтобы открыть публике неслыханную музыку и забытые шедевры прошлого. Таким образом, ему удалось придать своему коллективу уникальное и оригинальное звучание. Ансамбля La Tempesta выступает небольшими группами или в качестве камерного оркестра, популяризируя во Франции инструментальную и вокальную музыку XVII и XVIII веков, регулярно обновляя репертуар и форму концертов. Коллектив гастролирует по странам Европы, Америки и Ближнего Востока. Богатая дискография, включающая множество ранее неопубликованных произведений, единодушно признана критиками. В настоящее время Ансамбль La Tempesta расширяет свой репертуар более поздней классической музыкой (Гайдн, Моцарт, Бенда), а также романтической музыкой (Бетховен, Шуберт).

Le Cercle de l’Harmonie  Широко известный и великолепный оркестр был создан в 2005 году талантливым дирижером Жереми Рорером. Под его управлением музыканты играют на старинных инструментах, исследуя естественные нити между так называемым классическим и романтическим репертуарами. Оркестр выполняет важную миссию по переосмыслению исполняемых произведений, ставя композитора и его сочинение во главу творческого поиска, чтобы позволить музыке звучать в её оригинальном композиционном стиле, то есть без тяжести традиций и влияния различных интерпретаций, которые могли быть добавлены с течением времени. Постоянно и плодотворно обновляющаяся дирижерская страсть Ж.Рорера, подпитываемая его широким видением творческих перспектив, позволяет оркестру исполнять музыку с особым энтузиазмом и вдохновением. Оркестр Cercle de l’Harmonie располагается в Большом театре Прованса.

Opera Fuoco Всемирно известная оперная труппа, которую основал и возглавляет американский дирижёр Дэвид Стерн, базируется в Париже. Её репертуар охватывает период с середины XVIII века до наших дней. Opera Fuoco имеет Лирическое ателье, в котором молодые певцы участвуют в амбициозной образовательной программе с международным музыкальным сезоном и выступлениями с одним из самых универсальных инструментальных ансамблей Парижа. Благодаря своей растущей репутации трамплина для молодых талантов, Опера Фуоко стала одним из самых востребованных центров обучения во Франции и за рубежом, предлагающим уникальный и персонализированный опыт молодым вокалистам в процессе их профессионализации. У каждого из них есть возможность работать со Д.Стерном, а также с известными певцами и опытными режиссерами. В Лирическом ателье артисты поют сольные программы, выступают на мастер-классах, а также участвуют в концертах с оркестром и в постановках оперных спектаклей. Исполняемый репертуар разнообразен, он охватывает несколько веков и множество жанров – барокко, джаз, музыкальную комедию, современную музыку… С 2008 года Опера Фуоко практикует обучение молодых артистов не как в академии, а как в профессиональной организации, принимающей вокалистов на работу сроком от 3 до 4 лет. За 10 лет существования Лирическое ателье подготовило около 40 певцов из десяти стран. Сейчас здесь поют 18 артистов из пяти стран, а в последних прослушиваниях приняли участие вокалисты 22-х национальностей.
Опера Фуоко располагается в Зале имени М.Равеля в Леваллуа и развивает свою деятельность в основном в Парижском регионе. Свою международную репутацию высокопрофессиональный коллектив приобрел благодаря регулярным партнерским отношениям с Баховским фестивалем в Лейпциге, Бетховенским фестивалем в Бонне, Международным фестивалем Телеманна в Магдебурге и Шведским камерным оркестром, а также Шанхайским фестивалем барокко и Пекинским музыкальным фестивалем. Успех такого сотрудничества проявляется, в частности, на карьере многочисленных лауреатов, прошедших обучение в Лирическом ателье.

Симфонический оркестр Divertimento Оркестр под управлением Захии Зиуани блистает с 1997 года. С 2005 года он находится в Сен-Сен-Дени и является резидентом Espace Paul-Éluard в Стенсе. Коллектив предлагает публике оригинальные и амбициозные концерты – от классического репертуара до современной музыки разных жанров. Успешно выступая на многих сценах Франции, оркестр ежегодно собирает более 50-и тысяч слушателей, На международной арене Divertimento является творческим партнером нескольких национальных симфонических оркестров стран Средиземноморья. Коллектив гастролировал в Алжире, России, Испании, Польше и Чехии. В его программах регулярно участвуют известные французские и зарубежные солисты. Педагогические навыки оркестрантов позволяют им ежегодно проводить многочисленные мероприятия по музыкальному развитию слушателей (образовательные концерты и классы, беседы в тюрьмах и встречи с молодёжью), а также организовывать академические курсы для подготовки восприятия оркестровой музыки, адаптированные для публики разного уровня.

Pulcinella Это коллектив солистов-виртуозов – участников самых престижных ансамблей, объединившихся вокруг Офелия Гейяра. Музыканты, увлеченные исполнением барочной музыки на старинных инструментах, ведут углубленную работу по совершенствованию их звучания, а также возвращаются к основным страницам барочного репертуара и стремятся открыть для себя новые или малоизвестные произведения. Pulcinella посвящает часть своего репертуара виолончельным шедеврам, созданным в XVII и XVIII веках. Все записи коллектива получили высокую оценку прессы. Ансамбль базируется в Сен-Сен-Дени и с 2013 года имеет расширенный состав под названием Оркестр Pulcinella. Он объединяет более 20-и инструменталистов и выступает с камерных программами вместе с хором Arsys Bourgogne. В период между 2015 и 2017 годами было организовано два европейских турне.

Sequenza 9.3. Ансамбль, созданный в 1998 году Екатериной Симонпьетри, состоит из профессиональных солистов, которые решили служить современному вокальному искусству и увлечённо делиться им с широко публикой. В поисках эстетического идеала Е.Симонпьетри следует художественной концепции, которую составляет вдохновенное творчество, современный жизненный импульс, традиции и наследие прошлого. Её исследования подпитываются встречами с современными творцами и исполнителями – композиторами, инструменталистами, хореографами, цирковыми артистами, солистами из мира джаза и популярной музыки… Передача музыкальных знаний, исследование новых путей, пробуждение и формирование вкуса у слушателей – таковы цели и амбиции ансамбля Sequenza 9.3
.ec2

Le Baroque Nomade


Благодаря своему гуманистическому и новаторскому подходу, ансамбль Le Baroque Nomade более 20-и лет занимает ведущее место на барочном ландшафте. Чтобы пролить свет на забытую музыку, флейтист Жан-Кристоф Фриш в 1995 году создал ансамбль XVIII-21 Музыка эпохи Просвещения, который впоследствии стал называться XVIII-21 Le Baroque Nomade. Это название даёт представление о репертуаре, в котором находит отражение творческий тезис, заключающийся в том, что музыка всегда была средством для взаимного познания культур и мыслей. Le Baroque Nomade исследует исторические и культурные связи между европейским барочным репертуаром и музыкальными традициями других стран: китайской, индийской, эфиопской или турецкой. Увлеченно следуя по стопам бродячих музыкантов, которые пересекали мир в то время, когда путешествия формировали перекрестные культуры, Ж.-К.Фриш стремится возродить эти исторические встречи в реальном времени.
Благодаря столь важной и масштабной музыковедческой работе, Le Baroque Nomade с момента своего создания участвует в обновлении манеры интерпретации музыки барокко, потому что эти сочинения богаты учениями, которые проливают свет на культуру нашего прошлого. Путешествия являются неотъемлемой частью музыкальной концепции ансамбля. Каждая его встреча с публикой поражает удивительной спецификой. Например, концерт, проведенный в Кабуле с афганскими музыкантами, сразу после того, как « Талибан » снял запрет на музыку, оставил трогательные и неизгладимые воспоминания. Долгосрочное сотрудничество с китайскими художниками позволило представителям двух культур наблюдать и понимать друг друга, прежде чем начать совместные эксперименты. Поскольку музыкальная строгость неотделима от большой живости на сцене, Le Baroque Nomade придаёт особое значение визуализации своих концертов, что делает их увлекательными и уникальными. Это, например, участие танцовщика Мерлина Ньякама, постановка мизансцен, взаимодействие со зрителями, работа со светом и др. Концерты в стиле кочевого барокко увлекают слушателей в путешествие во времени и пространстве. Le Baroque Nomade продолжает использовать музыку как средство социальной и культурной связи, объединяющей людей, помогающей им встречаться, достигать взаимопонимания, диалога и мира. После более 20-и лет музыкальных путешествий Le Baroque Nomade успешно развивается. Сегодня художественное направление ансамбля определяют четыре музыканта: основатель Жан-Кристоф Фриш, Реми Кассань, Матьё Дюпуи и Андреас Линос. Вместе они обогащают своим разнообразным опытом коллективный проект по возрождению и обновлению барочных репертуаров.

Встреча с музыкой среди зелени дубов возле старинного замка

В ходе фестиваля OuVERTures ансамбль Le Baroque Nomade даст 8 концертов. Первая программа под названием «Сарабанда» была исполнена дважды 29 июля в Зелёном театре Национального музея Ренессанса, расположенном в Экуанском замке XVI века, который находится к северу от Парижа в департаменте Валь-д’ Уаз.
ec5Нужно сказать, что огромный величественный замок в окружении обширного парка является историко-культурным памятником французского Возрождения. Усадьба принадлежала знатному французскому роду Монморанси. Замок был построен в два этапа – в 1538-1555 и 1556-1578 годы, по приказу коннетабля Анн де Монморанси на месте снесенной средневековой крепости. С 1977 года здесь располагается музей, находящийся в введении Министерства культур Франции. В многочисленных залах и галереях, салонах и комнатах трёхэтажного замка представлена богатая коллекция. Она включает произведения эпохи Возрождения – творения мастеров Франции, Италии и Голландии, представляющие различные виды декоративного искусства: мебель, деревянные и керамические изделия, ковры и вышивки, эмали и стекло, витражи и скульптуру. В замке сохранились 12 каминов с уникальной росписью, домашняя часовня и пол, выложенный фаянсовой плиткой. Нынешним летом посетители музея получили уникальную возможность не только бесплатно осмотреть обширную экспозицию музея, но и послушать на пленэре прекрасную музыку, благодаря многочисленным концертам, проходящим здесь в рамках фестиваля OuVERTures.

Мне посчастливилось наслаждаться программой барочных произведений, которые великолепно исполнили музыканты ансамбля Le Baroque Nomade – Ирис Токабенс (виола де гамба), Зденка Остадалова (клавесин) и Жан-Кристоф Фриш (флейта). В ходе концерта прозвучали: Соната в трёх частях для флейты и клавесина си минор (BWV 1030) Иоганна Себастьяна Баха, Соната в четырёх частях для трио соль мажор (BWV 1039) И.С.Баха, Соната в четырёх частях для трио ре мажор Жан-Мара Леклера и Чакона для трио Жака Мореля. Программа была подготовлена для исполнения на музыкальных фестивалях в Будапеште и Любляне, проведение которых планировалось на август месяц, однако из-за пандемии коронавируса они были отменены. Теперь исследовательская и уникальная программа, посвященная связи творчества И.С.Баха с французской музыкой, прозвучала на первом фестивале OuVERTures.

ec3Концерт проходил днём в Зелёном театре, расположенном в старинном парке возле красивого замка. Музыканты и слушатели уютно расположились под лучезарным сводом могучих дубов. Лесная прохлада и ароматы цветов создавали удивительную атмосферу, которая придавала звучанию музыки чарующее дыхание природы. Музыкальную идиллию дополняли нежные трели местных птиц. Привлечённые прекрасными звуками старинных инструментов, они искусно подпевали и своими камерными импровизациями органично дополняли инструментальные композиции талантливых мастеров эпохи барокко. Основу концертной программы составляли сонаты И.С.Баха (1685-1750) – великого немецкого композитора, прославленного органиста и клавесиниста. Согласно каталога, составленного Шмидером, творческое наследие И.С.Баха включает 1120 произведений, представляющих всё разнообразие жанров и форм барокко, за исключением оперы. Для музыки И.С.Баха характерны богатство идей, удивительная изобретательность, обилие оригинальных решений и смелых новаций. Композитор был необычайно чувствительным к случайно услышанным музыкальным темам; в результате они часто оказывались в его собственных произведениях. Именно эта особенность и легла в основу фестивального концерта, посвящённого влиянию французской музыки на творчество И.С.Баха.

ec1Программу открыла ре-мажорная Соната Ж.-М.Леклера (1697-1764). Французский композитор и скрипач в молодости был танцовщиком и балетмейстером. Он служил при при дворе Людовика XV, затем – принцев Оранских в Нидерландах, выступал за пределами Франции. В своих сочинениях, преимущественно скрипичных сонатах, Ж.-М.Леклер сочетал французскую и итальянскую манеру письма. Для его стиля характерны краткие украшенные мелодичные фразы, насыщенные гармонии и виртуозные орнаменты. Музыканты ансамбля Le Baroque Nomade сыграли Сонату, пленяя отточенной техникой и чистотой стиля, редкостной гармонией и тончайшей нюансировкой.
Особенно впечатляла третья часть, искусно сотканная из нежных мелодий флейты, вдохновенно звучащей под элегантный аккомпанемент клавесина и бархатное пение виолы де гамба. В четвёртой части, наиболее быстрой и ритмичной, красочно сверкали танцевальные темы, напоминая о страстном увлечении композитора хореографическим искусством. Слушая эту чудесную музыку, очень хотелось танцевать!
Далее была исполнена си-минорная Соната И.С.Баха. Написанная в строгом и рациональном стиле, она прозвучала достойно, без многообразия красочных и виртуозных излишеств. Более интересной оказалась си-минорная Соната И.С.Баха для флейты и клавесина. При её интерпретации как французский флейтист, так и чешская клавесинистка в полной мере продемонстрировали диапазон и уровень исполнительской техники. Баховская Соната предстала на редкость изящно, чаруя грациозностью звучания флейты и клавесина. Особенно сильное впечатление произвела наиболее мелодичная вторая часть, пленявшая идеальной гармонией, а также светлая четвёртая часть, сверкавшая обилием инструментальных красок.
ec4Концертную программу завершила Чакона Ж.Мореля (1680?-1740?). Французский музыкант и композитор сочинял произведения для для скрипки и виолы де гамба, на которой сам часто играл. Прекрасная, радостная Чакона прозвучала необычайно красочно и динамично. Радостная, танцевальная музыка была исполнена изысканно и вдохновенно. Особенно лучезарно блистала своим виртуозным мастерством И.Токабенс: молодая, очаровательная солистка превосходно играла на виоле де гамба, завораживая филигранный техникой и богатой звучностью инструмента. Хотя он родился в 2017 году, однако источал настолько красивые, яркие и объемные мелодии, что казалось, будто этот дивный инструмент сотворил гениальный мастер далёкого прошлого. Восхищенная публика наградила музыкантов долгими и горячими аплодисментами. Каждый слушатель надолго сохранит в памяти большую радость от встречи с прекрасной старинной музыкой в исполнении солистов ансамбля Le Baroque Nomade.

Crédit photos : Victor Ignatov