ЯПОНСКИЙ РОМАНТИК И ЕГО ВДОХНОВЕННЫЙ ПИАНИЗМ
27/11/2013 – Виктор Игнатов

Musicality Club , Paris

В парижском клубе Musicality Club состоялся сольный концерт Котаро Фукума. Талантливый пианист сыграл сочинения Дебюсси, Шопена и Стравинского, завораживая изысканно-взволнованной интерпретацией.

Выступление Котаро Фукума в Биаррице

Котаро Фукума (Токио, 1982) играет на рояле с пяти лет. Талант пианиста отмечен призами на международных конкурсах в Сантандере, Хельсинки, Рио-де-Жанейро, Тель-Авиве, Солт Лейк Сити. В 2003 году 20-летний Котаро завоевал Первый приз и Приз Шопена на 15-ом Международном конкурсе в Клевланде. Эта важная музыкальная победа положила начало блистательной карьере пианиста. К.Фукума успешно гастролирует по миру. Он выступает в крупных и престижных залах Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Лейпцига, Парижа, Мадрида, Женевы, Сантьяго де Чили и Токио. Пианист играет с известными оркестрами под управлением именитых дирижеров; в его репертуаре 40 фортепьянных концертов. Выступления К.Фукума записывают и транслируют по телеканалам США, Франции, Финляндии, Японии, Испании, Италии, Бразилии и Польши. Страстное увлечение современной музыкой сделало К.Фукума участником многих национальных и мировых премьер: композиторы из разных стран доверяют ему первое исполнение своих сочинений.

К.Фукума оттачивал своё исполнительское мастерство в Парижской консерватории (2001-2005), в Берлинском университете искусств (2005-2010), в Музыкальной академии озера Кома в Италии (2006-2009), а также занимаясь индивидуально со многими  выдающимися мастерами. Пианист записал шесть компакт-дисков, и они были выпущены в крупных издательствах: Naxos (Шуман, Такэмицу), Accustika (Лист, сольный концерт), Harmony/Hortus (Альбенис), Denon /Hortus (Дебюсси). Каждый компакт-диск получил высокую оценку критиков в музыкальных журналах. В 2013 году К.Фукума записал новый компакт-диск с произведениями Шопена для издательства Denon. Пианист говорит на шести языках, включая французский и в настоящее время живет в Берлине.

Котаро Фукума играет музыку Дебюсси, Париж – (D.R)

В нынешнем сезоне гастрольную программу К.Фукума составили сочинения Шопена, Моцарта, Дебюсси, Альбениса, Пуленка, Сати, Форе, Стравинского и современных композиторов. На следующий день после недавнего сольного концерта в Большом театре Бордо пианист выступил в Париже. Вечер 18 ноября был особым: он состоялся в рамках музыкальных встреч, регулярно организуемых клубом Musicality Club, президентом которого является Nelly Jussmann. По традиции этот вечер проходил в роскошном Зале Роланда Бонапарта в фешенебельном отеле Shangri-La Hôtel Paris.

Перед началом концерта с кратким вступительным словом выступил Стефан Фрейдрих, главный редактор журнала «Pianiste». Он представил японского пианиста собравшейся взыскательной и респектабельной публике, проанализировал особенности исполнительского стиля К.Фукума и объявил программу его парижского концерта. Должен сказать, что она была составлена в высшей степени интересно и позволяла оценить разные грани музыкального дарования пианиста. Программа включала сочинения Дебюсси, Шопена и Стравинского – композиторов, совершенно разных по своей композиционной стилистике и по колористической палитре.

Стройный, обаятельный К.Фукума вышел к роялю в черном элегантном костюме и галстуке, почтительно поклонился публике и сразу же приковал к себе внимание изысканно-романтической манерой пианизма. В мягком, плавном скольжении красивых кистей по клавиатуре рояля отражалась высокая отточенная техника пианиста, его глубокое и осмысленное проникновение в поэтический импрессионизм музыки Дебюсси.

Выступление Котаро Фукума в Биаррице

Вначале был исполнен Первый арабеск (1888), пленяя сдержанной звуковой палитрой. Однако из-за слишком отрешенной трактовки пьесы пианисту не вполне удалось передать скрытую в ней чувственность. Затем  монументально и мистически прозвучала пьеса «Затонувший собор» из первой тетради Прелюдий (1909-10). Пьеса «Парк под дождем» из цикла «Эстампы» (1903) произвела сильное впечатление. Поэтический звуковой пейзаж предстал удивительно образно, чаруя экспрессивной живописью. Загадочная пьеса «Отражения в воде», из Первой тетради «Образы» (1905), прозвучала в сдержанно-сосредоточенной манере, вызывая таинственные образы; несмотря на изысканную гармонию, интерпретации все-таки не хватало музыкальной свободы. Красочная пьеса «Остров радости» (1904) была исполнена размеренно и проникновенно. В быстром финале пианист блистательно проявил свою виртуозность, чаруя яркими контрастами и тонкими нюансами.

После антракта К.Фукума вышел к роялю уже без галстука. Эта деталь оказалась как бы негласным символом свободы, столь важной для исполнения произведений Шопена. Первая фраза «Фантазии-экспромта» абсолютно всех ослепила и опьянила страстным и поэтическим порывом взволнованной поэтической души! От столь мощного музыкального и эмоционально шока, не скрою, на глазах навернулись слезы неописуемого восторга! Это был момент истинного музыкального счастья! Это была виртуозная, гипнотическая интерпретация истинного поэта и романтика. Своим чудотворным пианизмом К.Фукума возродил дух и гений  Шопена: в лучезарных звуках рояля пылало торжество свободы и экспрессии!

На таком же эмоциональном подъёме К.Фукума сыграл Первую балладу соль минор опус 23, уверенно закрепив свою высокую репутацию искусного интерпретатора музыки Шопена. Романтическое сочинение прозвучало задумчиво и неспешно, как ностальгические размышления и грезы композитора. Самозабвенная интерпретация пленяла красотой высокого чувства и силой богатой экспрессии.

Котаро Фукума в финале «Жар-птицы» Стравинского, Париж (D.R)

Для исполнения «Жар-птицы» Стравинского К.Фукума вышел уже без пиджака, что говорило само за себя: свобода в одежде проявится в свободе музыки. Именно так это и произошло. 12-минутная пьеса (транскрипция Гуидо Агости) прозвучала превосходно и вызвала бурю восторга! Словно изголодавшийся по музыке пианист, К.Фукума набросился на клавиатуру и началось яркое, напряженное, захватывающее действо. Клавиатура дрожала и пульсировала под страстными натисками пианиста. Он одержимо и виртуозно извлекал огненные искрящиеся звуки, их сменяли таинственные и красочные пассажи балетной сказки, порывы музыки останавливали дыхание публики в зале. Финал «Жар-птицы» прозвучал величественно и патетично. Пианист всех ослепил фейерверком ярких звуков и в ответ получил бурю оваций. Это был настоящий триумф!

Кланяясь публике, К.Фукума сказал, что эту программу он посвятил Парижу и композиторам, которые творили в этом прекрасном городе. «На бис» он сыграл пьесу Пуленка и песню из репертуара Эдит Пиаф – в честь легендарной певицы. Мелодическая песня в искусной аранжировке пианиста прозвучала необычайно интимно и трогательно, приоткрыв возвышенный духовный мир К.Фукума. Пианист с тонкой и прекрасной душой, страстно влюбленный во французские песни, исполнил затем сочиненную им вариацию на песню Сати «Je te veux», приоткрыв новую и очаровательную грань своего дарования – замечательного аранжировщика и интерпретатора легкой музыки.

 Ближайшие выступления К.Фукума во Франции состоятся в начале 2014 года:

23 января (20 час. 30), Théâtre des Sablons – Neuilly-sur-Seine (Фортепианный концерт №20 Моцарта, с участием Камерного оркестра Новая Европа под управлением Николаса Краузе);   

28 марта (20 час. 30), Théâtre de L’Union – Limoges (сольный концерт);

30 марта (16 час. 30), Orangerie de Rochemontès – Seilh (Альбенис, Шопен, Кунк, Тьери Уийе, с участием певицы Клары Серна).

Информация на сайте: www.musicality-club.comwww.kotarofukuma.com

Информацию о новом CD, посвященном Дебюсси, смотрите на сайте:      www.editionshortus.com

Crédit photos: Gilles BRUNEAU