«ДОН ЖУАН» В НЕОРДИНАРНОЙ ТРАКТОВКЕ ЙОХАНА ИНГЕРА ОТКРЫЛ СЕЗОН ТЕАТРА ШАЙО
19/10/2020 – Виктор Игнатов
14 – 17 октября 2020, Théâtre National de la Danse Chaillot, Paris.

Спустя 5 дней после мировой премьеры в Ферраре «Дон Жуан» появился в Париже на сцене Национального театра танца Шайо. Полуторачасовой спектакль в хореографии Йохана Ингера на музыку Марка Альвареза создан для 16-и артистов итальянской труппы Aterballetto. Основу драматургии балета составляет сексуальное неистовство Дон Жуана: брошенный в детве матерью, он одержимо коллекционирует проникновение в женские утробы. Лепорелло является зеркалом и антиподом Дон Жуана. Мать героя – единственная его судья, олицетворяет Командора. Захватывающее танцевальное действие динамично и экспрессивно разворачивается в сумрачной атмосфере среди чёрно-белых блоков, формирующих аскетическую сценографию спектакля. Эффектно выглядят картины свадьбы, бала и финала.

«Дон Жуан» на оперной и балетной сцене

В основе сюжета нового танцевального спектакля – старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда приобрела известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые использован драматургом Тирсо де Молина (1571-1648). Впоследствии легенда привлекла внимание многих писателей: Мольера и Гальдони, Гофмана и Байрона, Мериме и Дюма, Пушкина и А.Толстого. Многократно использовали эту тему и композиторы; в итоге написано более десятка опер. В некоторых из них, имеющих религиозно-нравственную окраску, Дон-Жуан охарактеризован как преступный обольститель, грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, остроумие, вечные поиски идеала, бунт против обветшалых норм морали. Наиболее популярной считается опера В.А.Моцарта «Дон Жуан». Сочиненная на либретто Л. да Понте, она впервые была показана в 1787 году в Праге. Несмотря на комедийный характер либретто, музыка выводит оперу за рамки комедии. Дон Жуан Моцарта – образ сложный и многогранный. Осуждая героя на гибель, композитор в то же время его поэтизирует – он отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.
Танцевальное воплощение средневековой легенды связано прежде всего с творчеством К.В.Глюка. В 1761 году в Вене состоялась премьера его трехчастного балета «Дон Жуан» в хореографии А.Анджолини. На ту же музыку Глюка балетные версии «Дон Жуана» создали М.Фокин в Лондоне (1936) и Дж.Ноймайер в Гамбурге (1975). На сюжет испанской легенды написано множество балетных партитур; все они получили хореографическое воплощение на сценах разных театров, чаще всего в Петербурге. В 2006 году в Биарицце появился великолепный балет «Дон Жуан», который талантливо поставил для своей труппы Тьерри Маланден, вдохновенно используя музыку Глюка. Теперь в Париже на сцене Национального театра танца Шайо предстал новый «Дон Жуан» в хореографии Йохана Ингера. сочиненной на музыку Марка Альвареза с многими фрагментами из партитуры Глюка. Над созданием спектакля работала интернациональная группа специалистов: драматург Грегор Акуна-Похл, сценограф Курт Аллен Уильмер, художник по костюмам Брегже Ван Бален, художник по свету Фабиана Пиччиоли, режиссер Карло Серри.

Йохан Ингер рассказывает о своём «Дон Жуане»

Известный шведский танцовщик и хореограф родился в 1967 году в Стокгольме. В 1990 году был принят в основную труппу Нидерландского театра танца, где выступал в качестве солиста до 2002 года. Хореографический дебют Ингера состоялся в 1995 году. В 2001 году за успешную постановку пьес он получил награду Lucas Hoving Prodaction Award, а в 2005 году – Danza & Dansa Award. В 2003-2008 годы Ингер возглавлял труппу Кульберг-балет; в 2009 году стал хореографом Нидерландского театра танца. В 2013 году получил престижную награду Carina Ari Award в Стокгольме за продвижение шведского национального искусства в мире. В 2016 году на сцене Большого театра в Москве Ингеру был вручен Международный приз Benois de la Danse за хореографию двух пьес – «Кармен» и «Один к одному». В 2016-2020 годы хореограф ставит сюжетные балеты по приглашению разных трупп. Наиболее значимой его постановкой стал 36-минутный балет «Петрушка». Ингер создал его на знаменитую музыку И.Стравинского и посвятил одноименному шедевру Русских сезонов С.Дягилева, правда, следуя иной драматургии, автором которой является Грегор Акуна-Похл. Новый «Петрушка» впервые был показан 8 декабря 2018 года в Монте-Карло на сцене Опера Гарнье. Мировая премьера балета «Дон Жуан» состоялась 9 октября нынешнего года в итальянском годе Феррара на сцене Teatro Comunale «Claudio Abbado».
Над постановкой балета «Дон Жуан» Ингер работал много и увлеченно. Чтобы разъяснить замысел и концепцию хореографа, процитируем некоторые его высказывания в интервью итальянке Марии Луизы Бюззи, опубликованном под названием «Ничто не может остановить неистовство моих желаний».

Йохан Ингер

Йохан Ингер

М.Л.Б. – Ваш «Дон Жуан» – пьеса повествовательная в традиционном смысле?
Й.И. – Да, это пьеса повествовательная, но вне традиции. Когда я занимаюсь повествовательным творчеством, то пытаюсь найти своё собственное видение и свою мотивацию… Существует уже так много версий «Дон Жуана». С моим драматургом Грегором Акуна-Похл мы ознакомились с 25-ю текстами, посвященными этому персонажу. Нас вдохновляли разные авторы и версии.
М.Л.Б. – Среди ваших постановок для крупных компаний не так уж много повествовательных произведений. Что вас привело к Дон Жуану?
Й.И. – Это правда. До сих пор я ставил мало таких пьес. Я выбрал Дон Жуана, так как в этом персонаже есть что-то актуальное, и сегодня, может быть, интересно об этом говорить.
М.Л.Б. – Каковы были источники вашего вдохновения?
Й.И. – В течение нескольких месяцев Грегор и я прочитали версии Бертольда Брехта, Мольера, конечно же, комедию Тирсо де Молина, а также интересную пьесу Сюзанны Лилар «Le Burlador» («Насмешник») – переосмысление мифа о Дон Жуане с феминистической точки зрения. Всё это дало нам большой стимул.
М.Л.Б. – Можете ли Вы сказать – кто ваш Дон Жуан?
Й.И. – Мой герой травмирован, и это влияет на его поведение. Дон Жуан – персонаж безответственный, он получает удовлетворение только в данный момент. Это личность аддиктивная. Думает ли Дон Жуан о своих поступках? Здесь появляется в нашей концепции Лепорелло. Он противоречит Дон Жуану, и через него мы пытались создать зеркало. В нашей пьесе, где мы называем Лепорелло просто Лео, он – не слуга, а воплощение чистой и нравственной стороны Дон Жуана, который по своей противоположности является высокомерным и претенциозным. Лео понимает, что Дон Жуан неправ и пытается его отвести от плохих поступков.
М.Л.Б. – Чувствуете ли Вы близость с вашими соотечественниками Ингмаром Бергманом – мэтром психоаналитического кинематографа, и Матсом Эком – автором театральной версии «Дон Жуана»?
Й.И. – Я вырос с этими мастерами, и они дали мне большое вдохновение, особенно Матс Эк. Я считаю его своим творческим отцом. Дон Жуан ищет свою мать в каждой встрече с другими людьми, потому что она бросила его, когда он был ребёнком. Мы не знаем почему и как это произошло, но мы уверены, что этот разрыв превратился в маленьком Дон Жуане в большую внутреннюю пустоту и незрелость в эмоциональной сфере. Чтобы заполнить эту пустоту и потерю матери, Дон Жуан должен коллекционировать женские утробы.
М.Л.Б. – Как воплощён Командор в вашей версии?
Й.И. – Фигуру Командора олицетворяет мать Дон Жуана. Она единственная и подлинная судья его жизни, причем настолько, что в сцене насилия старшеклассницы Инес вместо этой девочки Дон Жуан бессознательно видит свою мать и понимает, что поступает плохо. Он как бы слышит шёпот матери – «Что ты делаешь мой сын?».
М.Л.Б. – Достаточно ли материнского предупреждения, чтобы остановить Дон Жуана?
Й.И. – Нет, нет. Слишком поздно. Представьте себе наркомана. Он знает, что инъекция наркотика может убить его, но он всё-равно её делает. Его раскаяние очень кратковременно. Наркоман продолжит поиск своей следующей дозы. То же самое происходит и с Дон Жуаном. Даже когда внезапно появляются призраки его жертв, он остается бесстрастным.
М.Л.Б. – Какова связь между музыкой и балетом?
Й.И. – Для меня музыка чрезвычайно важна: она вдохновляет и направляет в создании композиций. Работа с новой партитурой, как в этом случае, делает процесс более сложным и слепым. Мы должны были начать работу с драматургии и сочинения отдельных сцен, а потом уже вместе с композитором старались найти подходящую музыку. Этот параллельный процесс включает более трудную и, несомненно, более напряженную работу. Данный подход очень отличается от пути, которым я шёл при создании балета «Кармен» на музыку Бизе, когда партитура была верным ориентиром».
От себя (В.И.) добавим, что музыка, сочиненная Альварезом для «Дон Жуана», является не только путеводной нитью, но и эмоционально-психологической атмосферой, которая помогает Ингеру полноценно воплотить его драматургические и хореографические замыслы.

«Дон Жуан» в хореографической версии Йохана Ингера

Повествовательный спектакль выстроен с большой фантазией и обилием новаций. Сценическое действие развивается оригинально и органично, пленяя таинством причудливых мизансцен и великолепием экспрессивных танцев. Увлекательное представление составляет череда хореографических картин, которые отражают любовные похождения Дон Жуана. Каждая картина разворачивается под музыку определенного колорита, ритма и стиля, что позволяет предельно полно и точно отразить как эмоциональный, так и психологический настрой персонажей. DJ2Музыкальная партитура искусно соткана из разнохарактерных тем – радость и веселье, нежность и восторг контрастно сменяют грусть и тревога, трагедия и траур. Несмотря на небольшие паузы тишины, разделяющие многочисленные картины, они составляют единый и непрерывный поток танцевального действия. Этому способствует монохромная и мобильная сценография, состоящая из мягких блоков. Похожие на спортивные маты (с одной стороны – чёрные, с другой – белые с чёрными полосами), блоки легко и быстро перемещают несколько статистов, одетых в тёмные комбинезоны и коричневые маски. Почти невидимые на сцене, они не только составляют из блоков различные композиции, но и порой участвуют в массовых сценах. Все картины проистекают на едином дыхании и завораживают своеобразием хореографического мышления и новизной театральной эстетики Ингера. Его сценические решения не только удивляют, но и потрясают как эмоциональной остротой, так и драматургической силой.
Следуя интересно составленному сценарию, Ингер показывает в балете Дон Жуана от первой до последней минуты его жизни. В небольшом прологе на тёмную сцену выходит девушка, и начинаются её любовные игры с партером. После его ухода на животе девушки неожиданно появляется скрюченное обнаженное тело как бы эмбриона. Вскоре тело падает в сопровождении конвульсий Матери и Сына – так рождается Дон Жуан. Беспомощное дитя быстро взрослеет: Мать одевает Сыну носки, Лео (Лепорелло) приносит брюки. Осознав свою плоть и суть, Дон Жун вместе с Лео отправляется в путешествие и становится героем-любовником в каждой последующей картине. Первой предстает встреча с Эльвирой: давно покинутая Дон Жуаном, она приходит с меленьким домиком и детской коляской, надеясь устроит своё семейное счастье. Но Герой удаляется, а Лео пытается её утешить. Он рассказывает ей о Дон Жуане, его неутомимой жажде плотских наслаждений и даже заставляет её смотреть как изысканно он занимается любовью с полуобнаженными девицами. В глубине тёмной сцены в проёмах между блоками эффектно разворачивается в ярком освещении серия сексуальных развлечений.
В следующей картине предстаёт свадьба Церлины и Мазетто. Молодожены в белых нарядах, стоя на возвышении под мощными лучами 16-и прожекторов, любуются радостными танцами многочисленных друзей, а затем и сами лихо солируют в их ансамбле. На деревенский праздник приходят Дон Жуан и Лео. Герой обольщает девушек и уволит Церлину. Жених тщетно ищет невесту. На опустившей сцене Лео раздвигает блоки и страдальчески взирает как Дон Жуан старается овладеть телом Церлины. Появляется его Мать героя. Чтобы удержать Сына от гнусного прелюбодеяния, она внедряется между партнёрами, но вскоре исчезает. Приходит Эльвира с домиком и видит как Дон Жуан прощается с Церлиной. Возмущённая Эльвира устраивает скандал любовнику, и он её бросает.
DJ3Далее идёт чрезвычайно интересный дуэт Дон Жуана и Лео. Находясь по разные стороны черного блока, оба протагониста образно и ярко выражают свои помыслы и стремления. Затем персонажи синхронно танцую сольные вариации, и, наконец, сливаются в пылкой схватке, которая после ряда эффектных метаморфоз неожиданно завершается страстным поцелуем. На пустой сцене Мазетто находит фату, потерянную Церлиной, вскоре и свою невесту. Разгневанный жених отвергает её оправдания и ласки; конфликт разрастается по ходу напряженного танцевального дуэта.
Новая картина разворачивается на фоне полосатых блоков: группа парней, включая Мазетто, лихо избивает Дон Жуана. Его выручает Лео: он начинает как бы колотить Героя да так яростно, что парни постепенно уходят, но, разгадав эту хитрую уловку, возвращаются. Теперь они безжалостно швыряют Дон Жуана на разные блоки, и они с грохотом падают.
В следующей картине возле Героя, потерявшего сознание, появляется его последняя возлюбленная Тисбеа. Она долго крутит тело Дон Жуана, приводя его в чувства, а затем, обнажив свою грудь, пытается насладиться его ласками. Однако Дон Жуан и Лео цинично ей аплодируют. Оскорбленная женщина даёт пощечину Герою и убегает.
В наиболее впечатляющей картине предстаёт красочный маскарад. Дон Жуан и Лео в атласных пелеринах и контрастных масках принимают многочисленных гостей. Они приходят поочередно, причём, каждая пара или тройка имеют пелерины определенного цвета и одинаковые маски птиц или зверей. После церемонии приветствий начинается динамичный бал. Среди танцующих гостей появляется на ходулях Дон Жуан: теперь он в странном костюме – его чёрный демонический наряд украшают белые крылья ангела. Герой всех веселит, ловко и широко вышагивая, затем исчезает с гостьей в маске кошки. Уединившись за блоком с партнёром в такой же маске, девушка (Донна Анна) полагает, что это её жених Дон Оттавио, поэтому благосклонно принимает его ласки и позволяет ему проявлять любовный порыв. В это время Дон Оттавио скачет среди гостей маскарада на ходулях и в костюме Дон Жуана. Вскоре донна Анна срывает маску с партнера, и с диким криком узнает в нём ловкого соблазнителя и жестокого злодея, убившего её отца. Дон Оттавио бросается на защиту своей невесты, и Дон Жуан его убивает. Донна Анна трепещет над бездыханном телом жениха. Появляются статисты в комбинезонах и в масках: они постепенно оттесняют рыдающую девушку, которая многократно пытается обнять своего возлюбленного.
DJ4На фоне стены чёрных блоков беззаботно прогуливается старшеклассница Инес. В белой блузе и шотландской юбке она забавляется, медленно вытягивая изо рта нити жвачки. К юной Инес присоединяется Дон Жуан: он подтягивает ей спущенный чулок, и вскоре девушка становится очередной добычей сексуального маньяка, одетого в тот же дьявольский костюм с крыльями ангела. Ритмичные их взмахи красноречиво говорят о непрерывной пульсации тела Дон Жуна, утоляющего свою плотскую страсть, лежа на распластанной Инес. Герой так поглощен половым актом, что не замечает происходящего рядом: в сплошной стене появляется проем, и через него на сцену выходит Мать. Она медленно вытягивает девушку из под непрерывно пульсирующего тела сына, затем ложится под него вместо Инес. Закончив плотский акт, Дон Жуан встаёт и замирает под осуждающим взглядом Матери. Через проём в стене поочерёдно уходят сексуальные жертвы Героя – Эльвира, Церлина, Тисбеа, донна Анна и Инес, потом Мать и Лео. Проём закрывается.
Финальная картина разворачивается загадочно и мистически. Над тёмной сценой кружатся хлопья черного пепла. На торце единственного блока сидит и паясничает улыбающийся Герой. Под траурную музыку он медленно сбрасывает ангельские крылья, затем и все одежды. При этом из глубины сцены выдвигаются мрачные, безликие человекообразные фигуры, как бы олицетворяя своим демоническим танцем таинство ада. Обнаженный Дон Жуан взирает на разрастающийся шабаш и неожиданно проваливается в бездну. Под бурную ритмичную музыку вспыхивает лавина пластического ликования. Она утихает, все исчезают, и на пустую сцену выходит Инес. Девушка толкает уцелевший блок, и он с грохотом падает. Инес садиться на блок, подтягивает чулок и вытягивает изо рта любимую жвачку.
DJ5Для воплощения драматически сложного и напряженного сюжета постановщик должен был сочинить хореографию, которая позволила бы исполнителям балета выразить не только все аспекты его сути, но и многочисленные особенности. Не каждому хореографу по плечу создание столь психологически утонченного и философски значимого спектакля. Для Ингера – прославленного автора ряд великолепных балетов (в их числе «Кармен» и «Петрушка»), постановка «Дон Жуана» стала новым и успешным творческим свершением. Используя традиционные формы танцевального спектакля, хореограф наполнил их не только острым драматическим содержанием, но и предельно выразительной, причудливой лексикой. Преданно следуя хореографической эстетике и стилистике М.Эка, Ингер успешно развивает свою танцевальную лексику, постоянно обогащая её новыми движениями. Для многих зрителей «Дон Жуан» стал захватывающим путешествием в чудесный мир танца, в котором свободно парят широкие и мощные движения, пленяющие экспрессией и энергетикой. В новом балете Ингер сполна проявил свой хореографический талант. Это красноречиво отражают многочисленные дуэты и масштабные ансамбли. Каждый из семи главных дуэтов наделен богатой специфической лексикой с обилием интересных связок, искусно составленных из музыкальных и чувственных движений. Нужно сказать, что музыкальность и чувственность являются основной и движущей силой хореографии Ингера. Это проявляется особенно рельефно в танцевальных ансамблях. Выстроенные с вдохновенной фантазией и весьма оригинально, они составляют важное достоинство спектакля. Затейливые по композиции и часто синхронные ансамбли постоянно трансформируются. Их удивительные и магические метаморфозы ярко демонстрируют креативность и неординарность хореографического мышления Ингера, его пылкую и неуёмную устремленность в новые жанры и сферы современного театра танца. Хореограф часто и умело использует образную и выразительную пантомиму, а также музыкальную и акробатическую пластику. Причудливые земные танцы пленяют обилием смелых разворотов, виртуозных поддержек и глубоких прогибов. Истинное восхищение вызывает феерия разнохарактерных жестов: напряженные и острые, воздушные и мягкие, игривые и забавные, кокетливые и эротические – они украшают и обогащают широкую лексическую палитру спектакля.
DJ6Для воплощения сложных и своеобразных замыслов хореографу были нужны высокопрофессиональные исполнители. Ингер оправданно доверил свою постановку «Дон Жуана» артистам итальянской труппы Aterballetto, для которой ранее поставил «Кармен». Прекрасно владея танцевальной лексикой и стилистикой Ингера, 16 артистов блистательно исполняют многоликий спектакль, демонстрируя своё тщательно отточенное танцевальное и сценическое мастерство. Лучших комплиментов заслуживают все артисты, особенно исполнители центральных партий: это лёгкий, пластичный и техничный Саул Даниэле Ардилло (Дон Жуан); прозорливый и сосредоточенный Филиппе Кратз (Лео); магическая и одухотворенная Ина Леснаковски (Мать); нежная и светлая Эстель Боваи (Эльвира), темпераментный и пружинистый Гиулио Пиджини (Мазетто), обаятельная и экспрессивная Серена Винзио (Церлина), искренняя Мартина Фориозо (Тисбеа); волевая Ивана Мастровити (Донна Анна), пылкий Андриен Далепине (Дон Оттавио); прелестная Арианна Коб (Инес).
Парижская публика с редким энтузиазмом приняла новую постановку Йохана Ингера. Зрители горячо и долго аплодировали всем артистам. Премьера «Дон Жуана» в Париже прошла в большим успехом и стала важным событием в культурной жизни Европы.
Crédits photos: Nadir Bonazzi, DR