ГАЛА-КОНЦЕРТ FRANCENDANSE – ВЕЧЕР СОЛИДАРНОСТИ В ЧЕСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО БАЛЕТА
20/10/2020 – Виктор Игнатов
15 октября 2020, Théâtre des Champs-Elysées, Paris.

В трудных условиях пандемии коронавируса в Театре Елисейских Полей состоялась танцевальная манифестация с участием балетных трупп Парижской оперы, Лионской оперы, Оперы Бордо, Театра Капитолий Тулузы и Маланден Балет Биаррицы. Солисты знаменитых трупп исполнили интересную программу и продемонстрировали свой уровень танцевальной техники в интерпретации 6-и произведений. В ходе концерта, соответственно, предстали: миниатюра Ханса Ван Манена «Trois Gnossiennes», соло из премьерной пьесы Жана Мартена «Period piece», па де де из балета Василия Вайнонена «Пламя Парижа», па де де из балетов Кадера Белярби «Корсар» и «Тулуз-Лотрек», сюита па де де из балета Тьерри Маландена «Моцарт на двоих». Последняя пьеса стала главным событием всего вечера.

Франция, как известно, является Колыбелью классического балета. В связи с этим проведение вечера в честь Французского балета является задачей не только чрезвычайно важной, но и сегодня особенно актуальной, а потому заслуживает широкой консолидации и всяческой поддержки. С инициативой реализации этой красивой и почётной задачи выступила французская продюсерская компания Productions Internationales Albert Sarfati, имеющая большой опыт проведения крупных международных мероприятий в мире музыки и танца. Уже много лет компания успешно осуществляет проект TranscenDanses, в рамках которого представляет на сцене Театра Елисейских Полей наиболее интересные танцевальные спектакли в постановке выдающихся хореографов и в исполнении знаменитых артистов.

FRANCENDANSE

Нынешний сезон TranscenDanses составлен с особым масштабом и фантазией: на престижной парижской сцене должны выступить именитые артисты ряда стран; запланирован показ пяти великолепных программ. Отмечая своё 100-летие, труппа Шведского королевского балета под руководством Николя Ле Риша, экс-этуали Парижской оперы, подготовила триптих пьес – «Skating rink», «La boite à joujoux» и «Scènes from Midsummer night’s dream» в хореографии, соответственно, Жана Борлина, Жана-Гийома Бара и Александра Экмана (15-18 октября). Проект Светланы Захаровой, примы-балерины Большого театра России и Миланского театра Ла Скала, включает две пьесы – «Come un repiro» и «Gabrielle Chanel» в хореографии Мауро Бигонзетти и Юрия Посохова (24,25 октября). Проект Элеоноры Аббоньято, этуали Парижской оперы, представит балет «Lucrece Borgia» в постановке Джулиано Пепарини для трёх исполнителей (19, 29 января 2021). Кубинская труппа современного танца Malpaso Dance Company покажет триптих пьес – «Tabula rasa», «Woman with water», «24 hours and a dog» в хореографии, соответственно, Охада Нахарина, Матса Эка и Оснела Дельгадо (29-31 марта 2021). Труппа Национального балета Канады представит спектакль «Frame by frame» в постановке Робера Лепажа и в хореографии Гийома Коте (15-17 апреля 2021).
BAL1К большому сожалению, пандемия коронавируса вносит существенные изменения как в репертуар Театра Елисейских Полей, так и в новый сезон проекта TranscenDanses. Из-за введения жёстких ограничений на проведение культурных мероприятий, особенно на международном уровне, руководство компании Productions Internationales Albert Sarfati приняло решение об отмене парижских гастролей труппы Шведского королевского балета и Проекта Светланы Захаровой.
В условиях возникшего танцевального вакуума нынешний TranscenDanses открыл оперативно организованный вечер под названием FRANCENDANSE, посвященный Французскому балету. Нужно сказать, что для проведения столь значимой артистической акции, пришлось преодолеть множество серьёзных проблем. Самая главная трудность состояла в том. что, хотя Франция и является Колыбелью классического балета, но сегодня, к большому сожалению, шедевры балетной классики сохранились в репертуаре лишь пяти трупп! Четыре из них представили своих артистов на сцене Театра Елисейских Полей. Процитируем фрагмент из обращения к зрителям Вони Сарфати – главного организатора гала-концерта: «Сегодня вечером FrancenDanse даёт карт-бланш нашим французским балетным труппам, чтобы представить на исторической сцене Театра Елисейских Полей программу сольных выступлений и дуэтов, отражающих их нынешнюю самобытность и, конечно, обращенную в завтрашний день Сегодня вечером Орели Дюпон, Жюли Гибер, Эрик Кийере, Кадер Белярби и Тьерри Маланден, возглавляющие труппы, соответственно, Парижской национальной оперы, Лионской национальной оперы, Национальной оперы Бордо, Театра Капитолий Тулузы и Маланден Балет Биаррицы, дают нам возможность, наконец-то, вновь собраться вместе вокруг танца для того, чтобы, как мы надеемся, получился вечер, полный разнообразия, радости и эмоций. Это также способ прославить в полном объеме живой спектакль, который в последние месяцы был под запретом».
Вечер вызвал большой интересе. В зрительном зале собралась многочисленная публика с учётом 50-процентного его заполнения, связанного с недавно введенными нормами социальной удалённости. На балетном гала среди почетных гостей был и Реймон Субье – Президент Театра Елисейских Полей. Выступления артистов проходили на фоне светящегося экрана и в основном под фонограмму.

Парижская национальная опера

Привилегия открытия вечера была предоставлена Людмиле Паглиеро и Уго Маршану – этуалям Парижской оперы, которые на сцене Большого театра в Москве получили Международный приз Benois de la Danse, часто называемый «Балетным Оскаром». Под хрустальные звуки фортепианной музыки Э.Сати, в проникновенной интерпретации Елены Бонней, артисты превосходно исполнили «Trois Gnossiennes» – популярную пьесу Ханса Ван Манена, оказавшего глубокое влияние на хореографическую культуру Нидерландов.
BAL2В чарующей миниатюре, поставленной в 1982 году, предстает двойной дуэт – между мужчиной и женщиной и между музыкой и танцем. В мерном потоке безмятежных движений проявляется скрытое напряжение, которое постепенно высвобождается, подобно медленному сгоранию, перед тем как преобразиться в новую временную гармонию. Пианистка Елена Бонней обрамляет танцевальный дуэт сольной увертюрой и финалом. В центральной части звуки рояля присоединяются к танцевальному действию, искусно сплетенному из сбалансированных геометрических линий, которые перекликаются, с почти математической точностью, с мелодическими темами партитуры Сати. При этом взору открывается удивительное пространство, в котором подчеркивается вкус Ван Манена к интимной чистоте фортепианной музыки и поиску чистоты в современном изобразительном искусстве. Патриарх современно-классической хореографии, метко прозванный « Мондрианом танца », Ван Манен предлагает вниманию зрителя пьесу, в которой движения и ноты загадочно разворачиваются в затейливых взаимоотношениях, вызывая ощущения мечтательной монотонности.
Вдохновенно созданное произведение струилось обворожительно. Изысканное исполнение пленяло изяществом и музыкальностью линий, чистотой и точностью каждого жеста и па. Людмила и Уго уже три года вместе танцуют эту пьесу, и в её интерпретации достигли совершенства. Прекрасный, гармоничный дуэт неспешно и отрешенно сплетал абстрактные композиции. Миниатюрная Людмила грациозно парила в замысловатом танце, благодаря уверенным и надёжным поддержкам её красивого и атлетичного партнёра. Высокопрофессиональные артисты восхищали духовной гармонией и техническим мастерством, что позволило им внести свой достойный вклад в прославление искусства танца. Однако странно, что на столь значимом вечере Парижская опера, которая считается флагманом французского балета, не решилась показать фрагмент из спектакля классического репертуара.

Лионская национальная опера

На сцене предстала «Периодическая пьеса» («Period piece») в исполнении американки Кристины Бенц, принимавшей участие в её создании. Нужно сказать, что танцовщицу делегировала балетная труппа Лионской оперы, в репертуаре которой уже 30 лет нет спектаклей балетной классики. В связи с этим театр с гордостью показал в Париже свою последнюю новинку в постановке 36-летнего бельгийца Яна Мартенса. Процитируем комментарий из программки гала-концерта: «В 1973 году Хенрик Горецки сочинил « Три танца », которые и составляют музыкальную основу этой хореографии. Музыка построена на сильных контрастах и движима различными влияниями: отголоски обрядов «Весны священной» И.Стравинского, минимализм и народные ритмы прокладывают дорогу экстравагантному танцу, в котором пульсирующая энергия постоянно контролируется. В хореографическом плане эта музыка требует большой группы танцовщиков, поэтому перед Кристиной стояла неисполнимая задача возвысится над огромным размахом звучания оркестра. Таким образом, соло должно стать метафорой борьбы, которую мы ведём как люди, пытаясь понять и обуздать события, гораздо крупнее, чем мы сами. Старое и новое, серьезное и абсурдное, минимальное и буйное переплетаются в этой композиции, прославляющей возможности человеческого тела и разума».
BAL3«Периодическая пьеса» впервые была показана всего месяц тому назад, точнее 17 сентября. Теперь её премьера состоялась во французской столице. Вопреки глубокомысленному замыслу постановщика трёхчастная пьеса выглядела ординарной вариацией: она разочаровывала своей драматургической пустотой и угнетала своим танцевальным однообразием. Несмотря на бедность и блеклость хореографической фантазии и лексики Я.Матенса, солирующая Кристина ослепляла публику ярким блеском золотых дисков, инкрустированных на её коротком платье. По своему характеру и стилю танцевальный монолог, несомненно, украсил бы программу эстрадного шоу, но на гала-концерте в честь Французского балета он выглядел слишком легковесным и малоинтересным. Большой по своей длительности номер хореограф выстроил практически на одном и том же chainé – чрезвычайно популярном, но простом движении (тур в три шага), правда, с разными подскоками и жестами. Танцовщица долго и без устали его исполняла в многочисленных вариациях, но в чрезмерно больших дозах банальное chainé вызывало скуку. Чтобы как-то оживить блёклый монолог, Кристина периодически выкрикивала по-английски номера его частей и порой даже визжала, видимо, от удовольствия. Но эта шаблонная анимация лишь удаляла её от Французского классического балета, где всегда царит строгая танцевальная и сценическая дисциплина. Справедливости ради, нужно сказать, что при исполнении столь заурядного соло Кристина всё-таки успешно демонстрировала свою танцевальную ловкость и пластическую гибкость, беззаботно сплетая простенькие композиции, которые периодически слегка изменялись в соответствии с характером и темпом звучащей музыки, а также согласно цвету и интенсивности свечения сценического экрана. По ходу монолога его иногда поднимали или опускали, что придавало сольному номеру как бы сценографическую динамику.

Национальная опера Бордо

Артисты театра преподнесли публике приятный сюрприз, исполнив роскошное па де де из балета «Пламя Парижа» или «Триумф республики». Спектакль, созданный по мотивам хроники Ф.Гра «Марсельцы», является хореографическим памятником Великой французской революции. Четырёхактное представление в хореографии В,Вайнонена на музыку Б.Асафьева родилось в 1932 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Годом позже эта масштабная постановка появилась в репертуаре Большого театра.
BAL4 В 2008 году балет «Пламя Парижа» предстал на той же сцене в новой хореографической версии Алексея Ратманского. Парадный дуэт героев – Жанны и Жерома, регулярно украшает гала-концерты в России. Во Франции балет был показан лишь во время гастролей труппы Большого театра в Парижской опере в 2011 году. И вот теперь, совершенно неожиданно, героическое па де де из «Пламени Парижа» вновь появилось на парижской сцене, но уже в исполнении артистов балетной труппы Оперы Бордо. Эта инициатива заслуживает глубокого уважения, так как феерическое па де де является необычайно сложным как по хореографической композиции, так и по танцевальной лексике. Предельно трудный для исполнения дуэт обычно танцуют балетные звёзды, чтобы восхитить публику виртуозной классической техникой и блистательным артистическим мастерством. Для молодых, недостаточно опытных артистов труппы Оперы Бордо, возложенная на них миссия – представить «Пламя Парижа» да ещё в Париже на исторической сцене Театра Елисейских Полей, оказалась задачей чрезмерно трудной и непосильной. Улыбчивая Марини Да Силва Вианна и сосредоточенный японец Рику Ота старательно воспроизводили затейливый хореографический текст, насыщенный множеством эффектных элементов. В дуэтом танце артисты производили приятное впечатление, благодаря легкости движений и хорошему взаимопониманию, хотя и ощущались различие их танцевальных школ. Невысокие воздушные партнёры свободно проделывали замысловатые связки и поддержки, однако в сольных вариациях более явно проявлялся дефицит мастерства. Рику Ота вначале не точно скрутил пируэт, потом вращался удачнее. Наиболее эффектно он исполнял каскады высоких прыжков, и они вызывали аплодисменты. Балерина танцевала аккуратно и с явным наслаждением, однако финал фуэте смазала. Застывшая улыбка и жёсткие руки придавали облику героини кукольную механичность. Как в дуэтном, так и в сольном танце, несмотря на замедленные темпы музыкального сопровождения, артистам всё-таки не хватало уверенности и стабильности. Являясь посланцами балетной труппы Оперы Бордо, исполнители демонстрировали уровень техники не только свой, но и как бы всей труппы. Таким образом, став визитной карточной Оперы Бордо, её артисты, к сожалению, не смогли подтвердить славную репутацию знаменитого театра, где балетное искусство плодотворно развивалось, начиная с XVIII века.

Театр Капиторий Тулузы

Кадер Белярби – художественный руководитель балетной труппы театра, получил привилегию показать фрагменты даже из двух его постановок. Первым предстал дуэт из только что им созданного балета «Тулуз-Лотрек» на специально написанную музыку Бруно Кулеса. Мировая премьера спектакля, намеченная на 4 ноября, к сожалению, отменена из-за обострение пандемии коронавируса. К.Белярби – экс-эталь Парижской оперы, является автором почти сорока оригинальных постановок, среди которых есть большие и великолепные спектакли. Поэтому парижские балетоманы, пришедшие на гала-концерт, с особым нетерпением ждали встречу с фрагментом из новой постановки хореографа. К большому сожалению, надежды не оправдались. На тёмной сцене предстал малоинтересный дуэт, тусклый как по хореографической композиции, так и по танцевальной лексике. Па де де достаточно вяло и однообразно развивалось в устаревшей театральной эстетике, производя впечатление давно уже виденного дуэта. Артисты слишком ровно, без эмоциональных и психологических всплесков, танцевали незатейливые партии главных персонажей, которые, несмотря на старания исполнителей, всё-таки выглядели блёкло. Это было связано как с недостаточно рельефной образностью хореографии, так и со слабой экспрессией её трактовки. Лирический дуэт главного героя и его возлюбленной исполнили этуали труппы – кубинец Рамиро Гомез Самон и Наталия де Фробервиль, родом из Перми.
BAL6Знаменитый французский художник Тулуз-Лотрек (1864-1901), известный как хромоногий господин, страдающий из-за своего маленького и уродливого тела, предстал высоким стройным бородачом с элегантной тростью. В сценических костюмах, стилизованных под парижскую моду конца XIX века, артисты неспешно сплетали танцевальные композиции под мелодичную музыку с чарующим соло аккордеона. Среди вереницы банальных поз и жестов приятное впечатление производили воздушные поддержки. Наталия танцевала на чёрных пуантах, однако, её партия не предоставила героине возможность блеснуть филигранностью балетной техникой. Красочная и образная музыка порой была более красноречива, чем дуэтный танец.
Второй номер балетной труппы Театра Капитолий был значительно интереснее и производил большее впечатление, поэтому он и завершал гала-концерт. Вечер лучезарно короновало классическое па де де из балета «Корсар». Знаменитый спектакль на сюжет одноименной поэмы Дж.Байрона в хореографии Ж.Мазилье и с музыкой А.Адана впервые предстал на сцене Парижской оперы в 1856 году. Вскоре он получил широкую известность во всем мире, и сегодня украшает репертуары ряда крупных балетных трупп. К сожалению, в Парижской опере этого шедевра уже давно нет. Для возвращения «Корсара» на французскую родину Белярби предпринял смелый и рискованный шаг. Он создал свою хореографическую версию балета с той же музыкой и на тот же сюжет. «Корсар» стал гордостью и уникальным достоянием Театра Капитолий. Теперь его артисты представили в Париже эффектное па де де Медоры и Конрада, которым обычно заканчиваются все балетные гала. Наталия де Фробервиль и Рамиро Гомез Самон блистательно исполнили феерическую композицию и полностью оправдали возложенную на них артистическую миссию. В ярких красных костюмах молодые солисты успешно демонстрировали технику классического танца и отточенное сценическое мастерство. Изящная Наталия грациозно порхала на пуантах и одухотворенно парила на руках великолепного партнёра. В сложных вариациях обаятельный Рамиро восхищал виртуозным исполнением разнообразных каскадов полетных прыжков. Особенно ярко танцовщик сверкал в трактовке «манежа», высоко и широко прыгая в jeté по всему периметру сцены. Оба артиста пленяли красотой и чистотой вращения в стремительных пируэтах. Для абсолютного триумфа исполнителям не хватало лишь эмоционального порыва.

Маланден Балет Биаррицы

Главным событием вечера стал показ фрагмента из хореографической поэмы «Моцарт на двоих». Её искусно сочинил Тьерри Маланден – автор более 80-и произведений, в прошлом году избранный членом Французской академии. Танцевальная сюита «Моцарт на двоих» талантливо соткана из дивных па де де, которые хореограф вдохновенно поставил на изумительную музыку его любимого композитора. В 1997 году, используя некоторые фрагменты из фортепианных концертов Моцарта, Маланден создал ряд дуэтов, которые составили спектакль под названием «Бал одиночества». Цель постановки состояла в том, чтобы показать момент любви в контексте бала. Бал – это праздник, а также место, где проявляется одиночество, когда исчезает любовь. Спектакль прослеживает изменение любовного чувства в зависимости от интенсивности чувства одиночества. Объединив в новой хореографической аранжировке некоторые па де де из «Бала одиночества», Маланден создал танцевальную сюиту «Моцарт на двоих». На парижском гала-концерте были показаны лишь три па де де. Попробуем кратко их представить.
BAL7В таинственном сумраке сцены возникают воздушные флюиды ностальгической музыки. Постепенно они оживают и становятся видимыми в акробатической пластике как бы обнаженного тела гибкого танцовщика. В каждом его певучем движении поэтическая музыка обретает не только трепетные отзвуки, но и причудливые трансформации. Вскоре возле танцовщика появляется танцовщица и между ними начинается лирический дуэт. Слияние дивной музыки и волшебного танца рождает чарующие образы и видения, широкую и богатую гамму возвышенных чувств и ощущений. Музыкальный поток непрерывно струится в ореоле густого синего свечения: в нём поочередно проистекают магические соло и дуэты, каждый из которых является продолжение предыдущего. Возникает непрерывная кантилена изумительных па де де. Органичный синтез музыки и танца завораживает божественно красотой и духовным светом. Это неописуемое чудо останавливает дыхание: в зале царит абсолютная тишина; кажется пролетел ангел…
Хореографическая поэма разворачивается гипнотически в феноменальной интерпретации шести артистов прославленной труппы Маланден Балет Биаррицы. Это Арну Мауй, Клемас Шнвийотт, Рафаэль Кане, Нурия Лопез Кортес, Макаэль Конте, Ирма Хоффрен. Одетые в парящие бежевые вуали, высокотехничные артисты поразительно точно и чисто исполняют затейливые связки и композиции, в которых полноценно проявляется богатая фантазия и творческая новация, а также одухотворенная эстетика и музыкальное мышление талантливого хореографа. Артисты танцуют изысканно, чувственно и проникновенно. Хореографическое откровение струится, словно поэтическое эссе, на музыкальном легато, чаруя изяществом и гармонией каждого жеста и па. В лирических дуэтах хореограф воспевает свет любви, а в ностальгических соло – грусть одиночества. Оригинально и живо предстают очаровательные любовные игры, в которых партнеры порой мило шлёпают друг-друга, а потом счастливо целуются. Разнообразные сплетения и поддержки, порывы и замирания, объятия и ласки насыщены выразительной лексикой, искусно придуманной из новаторских движений. Балет пленяет живой и образной лирикой и поэзией. Артисты то грациозно солируют в музыкальных флюидах, то, наслаждаясь ими, сливаются в любовных дуэтах. В финале сюиты под страстные звуки рояля возникают два синхронных соло. Находясь в разных сторонах сцены, партнеры движутся навстречу друг-другу и, оказавшись рядом, продолжают синхронно танцевать, а затем пластично переплетаются. Вскоре чувственный дуэт распадается, и партнеры удаляются друг от друга. Однако сильное чувство их вновь сближает; партнеры сливаются, но их альянс страстной любви вновь распадается…
Великий французский хореограф создал абсолютный танцевальный шедевр достойный музыкального гения австрийского композитора. Это явление уникально! Благодаря бескрайнему и феноменальному таланту Маландена, музыка Моцарта – волшебная и возвышенная по красоте, изысканная и хрупкая по настроению и чувству, обрела пластическую образность и стала видимой! Благодаря явлению этого подлинного чуда, парижский гала-концерт обрел глубокий творческий смысл и значимость яркого события!

BAL8

Crédits photos: Julien Benhamou, Olivier Houeix, Charlène Bergeat, David Herrero, DR